Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2813


СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ» У КАНТА И ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: THE SENSE OF THE TRANSCENDENTAL IN KANT AND IN HUSSERL
Автор: Розмари Р. П. Лернер
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  13-31
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-13-31 PDF (Загрузок: 2742)

Аннотация
В противоположность кантовским практической философии и эстетике, до сих пор пользующимся широкой популярностью, две принадлежащие трансцендентальной философии Канта темы стали, в особенности в XX в., излюбленными мишенями для нападок как устаревшие и архаические: понятие «трансцендентальное» и роль «я мыслю». Спустя полтора столетия, вопреки общему движению своего времени, Гуссерль вновь восстановил эти революционные и не имеющие прецедента понятия в их существенных правах. Несмотря на то, что трансцендентальный поворот Гуссерля был вдохновлен Кантом, феноменологический метод Гуссерля отличался от конструктивной методологии Канта, что позволило ему преодолеть многие спорные аспекты кантовской интерпретации. Благодаря усилиям Гуссерля, оба понятия выдержали суровый суд истории и в настоящее время играют важную роль в философии. Хотя обе темы тесно связаны друг с другом и должны рассматриваться исключительно в их единстве, в представленной статье в центре внимания оказываются центральные для «значения трансцендентального» аспекты. Во-прервых, речь идет об аспекте, представленном у Канта; во-вторых, об аспекте, восстановленном Гуссерлем в его сущностном смысле, что позволило расширить сферу влияния указанного понятия за пределы «спекулятивного» и «теоретического» уровня, которым его ограничил Кант, с целью охватить совокупную область жизненного опыта (теоретического, практического и оценочного) как в повседневной жизни, так и культурных и научных устремлениях.

Ключевые слова
Трансцендентальное, Гуссерль, Кант, a priori, условия возможности, познание, опыт.

References

  • Aquinas, T. (1968). On Being and Essence. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies.
  • Aquinas, T. (1970–1976). Questiones Disputatae de Veritate. Rome, Paris: Commissio Leonina & Cerf.
  • Aristotle. (1973). Categories. On Interpretation. Prior Analytics. London, Cambridge, MA: William Heinemann, Harvard University Press.
  • Bitbol, M., Kerszberg, P., & Petitot J. (Eds.). (2009). Constituting Objectivity. Transcendental Perspectives on Modern Physics. Ontario: Springer.
  • Carr, D. (1999). The Paradox of Subjectivity. The Self in the Transcendental Tradition. Oxford: Oxford University Press.
  • Crowell, S., & Malpas, J. (Eds.). (2007). Transcendental Heidegger. Stanford: Stanford University Press.
  • Gallagher, S., & Zahavi, D. (2012). The Phenomenological Mind. London: Routledge.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. III: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften (Hua V). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1956). Erste Philosophie (1923-1924). Erster Teil: Kritische Ideengeschichte (Hua VII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträger (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen (Hua XVIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1977). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Band: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX/1–XIX/2). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1985). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/1907 (Hua XXIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Kant, I. (1974). Kritik der reinen Vernunft, 1- 2. Werkausgabe 3. Ed. W. Weischedel. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Kant, I. (1999). Critique of Pure Reason. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Lerner, R. R. P. (2012). Husserl en diálogo: Lecturas y debates [Husserl in Dialogue: Interpretations and Debates]. Bogotá: Siglo del Hombre Editores. (in Spanish).
  • Siderits, M., Thompson, E., & Zahavi, D. (Eds.). (2011). Self, No-Self? Perspectives from Analytical, Phenomenological, and Indian Traditions. Oxford: Oxford University Press.
  • Smith, N. K. (1984). A Commentary to Kant’s Critique of Pure Reason. London: Humanities, Macmillan.
  • Zahavi, D. (2005). Subjectivity and Selfhood. Investigating the First-Person Perspective. Cambridge, MA: MIT Press.
  • Zahavi, D. (2014). Self and Other. Exploring Subjectivity, Empathy, and Shame. Oxford: Oxford University Press.
  • Zahavi, D. (2017). Husserl’s Legacy, Phenomenology, Metaphysics, and Transcendental Philosophy. Oxford: Oxford University Press.