Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2972


ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО УДИВЛЕНИЯ: ГУССЕРЛЬ И ВИТГЕНШТЕЙН О САМОПОНЯТНОМ

Название на языке публикации: ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО УДИВЛЕНИЯ: ГУССЕРЛЬ И ВИТГЕНШТЕЙН О САМОПОНЯТНОМ
Автор: Георгий Чернавин
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  164-176
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-164-176 PDF (Загрузок: 3296)

Аннотация
В этой статье ставится вопрос о возможном общефилософском опыте, более фундаментальном, чем привычное разделение на школы или традиции философствования. В качестве такого опыта я предлагаю рассматривать опыт непонятности само собой разумеющегося – характерный для двадцатого века вариант классического философского удивления. На примере философии Гуссерля и Витгенштейна я демонстрирую как работает этот опыт, указывая и на принципиальное расхождение между двумя философами: по-разному прочерченную границу между смыслом и бессмысленным. Самым наглядным образом типы философского удивления, зафиксированные в аналитической и феноменологической традиции, характеризует то, что от них ускользает: в первом случае – это в-себе-сущее, которое считается противосмысленным (widersinnig), во втором – до-предикативный опыт, который считается бессмысленным (unsinnig). Я указываю на то, какие стратегии используют Гуссерль и Витгенштейн, взаимодействуя с опытом непонятности само собой разумеющегося; в частности, речь идёт об удержании непонятности самопонятного и снятии «ментального спазма» как философских стратегиях. Философская традиция (будь-то феноменологическая или аналитическая) закрепляет одну из возможных форм философского удивления в качестве базовой. Для феноменологической философии учреждающим является усилие удержания непонятности само собой разумеющегося, а для аналитической философии (витгенштейновского типа) – снятие ментального спазма философского замешательства, избавление от смутного интеллектуального беспокойства. В заключение статьи я указываю на чередование моделей философского удивления как возможность преодоления внутрицеховых различий между философскими традициями.

Ключевые слова
Само собой разумеющееся, смысл, бессмысленное, философское удивление, Эдмунд Гуссерль, Людвиг Витгенштейн

References

  • Ambrose, A. (Ed.). (2001) Wittgenstein’s Lectures, Cambridge (1932-1935): From the Notes of Alice Ambrose and Margaret Macdonald. NY: Prometheus Books.
  • Gachoud, F. (2011). La philosophie comme exercice du vertige. Paris: Cerf.
  • Gusserl’, E. (2001). Logicheskie issledovania. T. II (1) [Logical Investigations]. In Sobranie sochinenii[Collected Works]. Moscow: Gnozis. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2013) Krizis evropeiskikh nauk i transtsendental’naia fenomenologiia [The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Hems, J. M. (1976). Husserl and/or Wittgenstein. In H.A. Durfee (Ed.), Analytic Philosophy and Phenomenology. American University Publications in Philosophy, Vol. 2 (55-86). Dordrecht: Springer.
  • Hintikka, J. (Ed.). (1991). Wittgenstein in Florida. Proceedings of the Colloquium on the Philosophy of Ludwig Wittgenstein, Florida State University, 7–8 August 1989. Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie (Hua IX). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die tranzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen mit ergänzenden Texten (1890-1901) (Hua XII). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen (Hua XIX/1). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1989). Aufsätze und Vorträge (1922-1937) (Hua XXIX). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion, Texte aus dem Nachlass (1926-1935) (Hua XXXIV). Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Kuusela, O. (2008). The Struggle against Dogmatism: Wittgenstein and the Concept of Philosophy. Harvard University Press.
  • Meixner, U. (2014). Defending Husserl: A Plea in the Case of Wittgenstein and Company versus Phenomenology. De Gruyter.
  • Penkner, F. (2006). Wittgensteins Witz. Zur Lesart der Philosophischen Untersuchungen. Dissertation. Wien.
    Retrieved from http://www.sammelpunkt.philo.at:8080/1445/1/wittgenstein-witz.pdf - 14.12.17.
  • Peursen, van C. A. (1959). Edmund Husserl and Ludwig Wittgenstein. Philosophy and Phenomenological Research, 20 (2), 181-197.
  • Ricœur, P. (1976). Husserl and Wittgenstein on Language. In H.A. Durfee (Ed.), Analytic Philosophy and Phenomenology. American University Publications in Philosophy, Vol. 2 (87-95). Dordrecht: Springer.
  • Taguchi, S. (2006) Das Problem des ‚Ur-Ich‘ bei Edmund Husserl: Die Frage nach der selbstverständlichen ‚Nähe‘ des Selbst. Dordrecht: Springer.
  • Vittgenshtejn, L. (1994). Filosofskie raboty. T. I [Philosophical Works]. Moscow: Gnozis. (in Russian).
  • Vittgenshtejn, L. (2008). Golubaja i korichnevaja knigi: predvaritel’nye materialy k «Filosofskim issledovanijam» [Blue and Brown Books: Preliminary Materials to “Philosophical Research”]. Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel’stvo. (in Russian).
  • Wittgenstein, L. (1969a). Philosophische Grammatik. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Wittgenstein, L. (1969b). Philosophical Investigations. Oxford: Basil Blackwell.
  • Wittgenstein, L. (1976). Wittgenstein’s Lectures on the Foundations of Mathematics (Cambridge, 1939). From the notes of R. G. Bosanquet, N. Malcolm, R. Rhees, Y. Smythies, C. Diamond (Eds.). Hassocks: Harvester Press.
  • Wittgenstein, L. (1993). Philosophical Occasions (1912-1951). Indianapolis & Cambridge: Hackett.
  • Wittgenstein, L. (1995). Bemerkungen zur Philosophie. Bemerkungen zur philosophischen Grammatik. Bd. 4. Wien/New York: Springer.
  • Wittgenstein, L. (1997). Philosophische Betrachtungen. Philosophische Bemerkungen. Bd. 2. Wien/New York: Springer.