Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3607


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ И СОЧУВСТВИЯ МАКСА ШЕЛЕРА.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ РАБОТЫ МАКСА ШЕЛЕРА «СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ СИМПАТИИ» (ЧАСТЬ A, I – II)

Название на языке публикации: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ И СОЧУВСТВИЯ МАКСА ШЕЛЕРА.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ РАБОТЫ МАКСА ШЕЛЕРА «СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ СИМПАТИИ» (ЧАСТЬ A, I – II)
Автор: Даниил Дорофеев
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  282-302
Язык: Русский
Тип публикации: Предисловие к переводу
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-282-302 PDF (Загрузок: 2905)

Аннотация
В статье подчеркивается важное значение Макса Шелера, одного из лидеров «мюнхенской феноменологии», для феноменологического движении ХХ века. Очевидно, что его роль в феноменологии на сегодняшний день преуменьшена и не должна сводиться лишь к историко-философскому контексту. Автор рассматривает причины, по которым шелеровская феноменология не получила должного признания, исследования и дальнейшего развития, оказавшись в тени таких фигур, как Гуссерль, Хайдеггер, Мерло-Понти и др. Статья раскрывает оригинальность и актуальность позиции Шелера в области интерсубъективной проблематики, поскольку он был первым среди феноменологов, кто стал ее разрабатывать 10-х годах прошлого века. В качестве отдельного момента указывается на принципиальные отличия решения проблемы интерсубъективности и отношений Я и Другого в сочинениях Э. Гуссерля и М. Шелера. Так, понимание Шелером интерсубъективных отношений опиралось на персоналистические, аксиологические, эмоциональные основания; он не преувеличивал значение активности Я; он продуктивно обращался к опыту современных ему психологических теорий (например, гештальт-психологии), особенно в области анализа особенности восприятия Другого в детской психологии; он отмечал интерсубъективную общность как априорную характеристику человеческого бытия. При этом отмечается связь шелеровского понимания отношений Я и Другого с хайдеггеровским, а его влияние на экзистенциальную психотерапию и логотерапию В. Франкла является общепризнанным фактом. В заключении автор анализирует четыре основных формы сочувствия, которые Шелер исследует в самом начале своего сочинения «Сущность и формы симпатии», подводящего исследовательские итоги в области феноменологии интерсубъективности. По мнению автора статьи, феноменология интерсубъективности Шелера является актуальной и в наши дни, может помочь более продуктивно раскрыть феноменологический потенциал и заслуживает более пристального внимания и изучения.

Ключевые слова
Феноменология Шелера, интерсубъективность, Гуссерль, Я, Другой, чувства, эмоции, человеческая общность, формы сочувствия.

References

  • Gusserl’, E. (1998). Kartezianskie razmyshlenija [Cartesian Meditations]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Dorofeev, D. (2012). Pod znakom filosofskoj antropologii [Under Sign of Philosophical Anthropology]. Moscow, St. Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ. (in Russian).
  • Dupuy, M. (1959). La Philosophie de Max Scheler. Paris: Paris Presses universitaires de France.
  • Frankl, V., & Kreuzer, F. (1986). Im Anfang war der Sinn. Von der Psychoanalyse zur Logotherapie. Ein Gespräch. München: Piper.
  • Frankl, V. (2000). Volja k smyslu [Will to Sense]. Мoscow: Jeksmo. (in Russian).
  • Frankl, V. (2015). Vospominaniya [Memories]. Moscow: Al’pina non-fikshn (in Russian).
  • Frings, M. S. (2001). The Mind of Max Scheler. Milwaukee: Marquette University Press.
  • Henkmann, W. (2005). “Geistige Person” bei Viktor E. Frankl und Max Scheler. In D. Batthyany & O. Zsok (Eds.), Viktor Frankl und die Philosophie (149-162). Wien: Springer-Verlag.
  • Husserl, E. (1973a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil: 1905–1920 (Hua XIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil: 1921–1928 (Hua XIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973c). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929–1935 (Hua XV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Iribarne, J. V. (1994). Husserls Theorie der Intersubjektivität. Freiburg, München: AlberVerlag.
  • Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
  • Safranski, R. (2002). Khaidegger: germanskii master i ego vremya [Hedegger: German Master and his Time]. Moscow: Molodaya gvardiya. (in Russian).
  • Scheler, M. (1954-1997). Gesammelte Werke. Bd. I-XV. Bern, München, Bonn: Bouvier Verlag.
  • Scheler, M. (1963). Liebe und Erkenntnis. In M. Scheler, Gesammelte Werke, Bd. VI (77-98). Bern-München, Francke- Verlag.
  • Scheler, M. (2009). Wesen und Formen der Sympathie. In M. Scheler, Gesammelte Werke, Bd VII. München: Bouvier Verlag.
  • Schloßberger, M. (2005). Die Erfahrung des Anderen. Gefühle im menschlichen Miteinander. Berlin: Akademie Verlag.
  • Shchyuts, A. (2004). Teoriya intersub’ektivnosti Shelera i vseobshchii tezis al’ter ego [Scheler’s Theory of Intersubjectivity and General Thesis of the Alter Ego]. In Izbrannoe: Mir, svetyashchiisya smyslom [Selected Works: World Shining with Sence] (202-235). Moscow: ROSSPEN. (in Russian).
  • Slinin, Ya. (2004). Fenomenologiya intersub’ektivnosti [Phenomenology of Intersubjectivity]. St.Petersburg: Nauka (in Russian).
  • Sheler, M. (1994a). Fenomenologiya i teoriya poznaniya [Phenomenology and Theory of Knowledge]. In M. Sheler, Izbrannye proizvedeniya [Selected Works] (195-229). Moscow: Gnosis. (in Russian).
  • Sheler, M. (1994b). Ordo amoris. In: M. Sheler, Izbrannye proizvedeniya [Selected Works] (339-377). Moscow: Gnosis. (in Russian).
  • Shpigel’berg, G. (2002). Fenomenologicheskoe dvizhenie [Phenomenological Movement]. Moscow: Logos. (in Russian).
  • Wicki, B. (1991). Die Existenzanalyse von Viktor Frankl als Beitrag zu einer anthropologishe fundierten Pädagogik. Bern: Haupt.