Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3947


ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Название на языке публикации: ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Автор: Сергей Никоненко
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 9-44
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-1-9-44 PDF (Загрузок: 3310)

Аннотация
Статья представляет трактовку понятия «интенциональность» в феноменологически ориентированной аналитической философии сознания США в сопоставлении с феноменологией Э. Гуссерля. Дается систематический очерк развития феноменологических тенденций в американской аналитической философии, приводятся взгляды основных представителей. Главной концепцией интенциональности в США считается теория Дж. Серля; она подробно исследуется в статье. Также исследуются взгляды на природу интенциональности современных философов: Э. Томпсона, Д.В. Смита и др. В основном, статья написана на основе источников, не переведенных на русский язык. Серль понимает интенциональность в духе натуралистической философии сознания, трактуя ее как естественное качество человеческого сознания. Он отходит от лингвистической трактовки сознания, понимая интенциональность с точки зрения человеческой формы реализма. В центре интенциональности Серль ставит теорию аспектуальности, в основе которой лежит допущение неэлиминируемой субъективности ментального акта и онтологии от первого лица. Серль также приходит к теории коллективной интенциональности, которая выступает версией решения проблемы интерсубъективности. При рассмотрении теорий Томпсона и Смита отмечается, что проблема интенциональности обсуждается на уровне синтетического подхода, когда в равной мере представлены дискуссии в области философии сознания, нейрофизиологии и феноменологии Гуссерля. Смит предлагает контекстуальную теорию интенциональности, согласно которой каждый интенциональный акт должен рассматриваться не в атомарной форме, а в виде элемента целостного контекста всех интенциональных актов этого сознания. В статье проводится троякое сопоставление философии Гуссерля с идеями американских феноменологически ориентированных философов с целью выявления общности и различий (в отношении понятий «опыт», «интенциональность» и «интерсубъективность»). В качестве основных сходств установлена общность в трактовке опыта: отнесение опыта к внутренней сфере сознания, критика сенсуализма и экстернализма, неотделимость опыта от интуитивно-созерцательной перспективности. Относительно интенциональности установлена общность в понимании сущности этого понятия, а также неэлиминируемости интенциональности. Относительно интерсубъективности показано, что Серль в учении о коллективной интенциональности развивает учение Гуссерля об интерсубъективно-трансцендентальной социальности. Вместе с тем, установлено, что Серль и другие американские аналитики имеют расхождения с Гуссерлем. Так, Серль, понимая интенциональность не только в феноменологическом, но и прагматистском ключе, подчеркивает реалистический характер интенциональности, ее преимущественно эмпирический характер, и выступает критиком трансцендентального учения о сущности чистого Я. Однако установленные различия, тем не менее, не препятствуют позитивному диалогу и сближению позиций между феноменологически ориентированной аналитической философией и европейской феноменологией, наличию существенных сходств и совпадений в решении проблем сознания, опыта, интенциональности, понимания и т.д.

Ключевые слова
Интенциональность, феноменология, аналитическая философия, эпистемология, сознание, субъект, опыт, интерсубъективность.

References

  • Chernavin, G. (2016). “Nerv” fenomenologicheskoy raboty i fundamentalniy akt filosofii [“Plexus” of Phenomenological Work and the Fundamental Act of Philosophy]. Logos, 26 (1), 68–73. (in Russian).
  • Chisholm, R.M. (1955–1956). Sentences about Believing. Proceedings of the Aristotelian Society, 56, 125–148.
  • Dennet, D.C. (1996). Kinds of Minds: Towards an Understanding of Consciousness. London: Weidenfeld & Nicolson.
  • Dummett, M.A.E. (1994). Origins of Analytic Philosophy. Cambridge MA: Harvard University Press.
  • Findlay, J.N. (1975). Phenomenology and the Meaning of Realism. In E. Pivčević (Ed.), Phenomenology and Philosophical Understanding (143–158). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Fink, O. (2016). Problemy fenomenologii Edmunda Gusserlya [The Problem of Edmund Husserl’s Phenomenology]. Logos, 26 (1), 5–46. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (1999). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy]. Moscow: Intellectual Book House. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2005). Izbrannye raboty [Selected Texts]. Moscow: Territory of Future. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2006). Ideya fenomenologii. Pyat’ lektsii [Ideas of Phenomenology. Five Lectures]. Saint-Petersburg: Gumanitarian Academy. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2010). Kartezianskie meditatsii [Cartesian Meditations]. Moscow: Akademical Project. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2011). Logicheskie issledovania. Tom 1 [Logical Investigations. Vol. I]. Moscow: Akademical Project. (in Russian).
  • Herrmann, F.V. von (2000). Ponyatie fenomenologii u Khaideggera i Gusserlya [Heidegger’s and Husserl’s Concept of Phenomenology]. Minsk: Propilei. (in Russian).
  • Khakhalova, A. (2015). Retsenziya na knigu D. Zahavi “Self and Other. Exploring Subjectivity, Sympathy, and Shame” [Review of D. Zahavi’s Book “Self and Other. Exploring Subjectivity, Sympathy, and Shame”]. Horizon. Studies in Phenomenology, 4 (1), 314–321. (in Russian).
  • Kurennoy, V. (2012) Ustarevshaya kritika fenomenologii: po tu storonu “beskonechnogo rasputyvaniya soznaniya” [An Obsolete Critique of Phenomenology: Beyond “the Infinite Disentanglement of Consciousness”]. Logos, 26 (1), 79–88. (in Russian).
  • Manster, A. (1975). Austin’s Linguistic Phenomenology. In E. Pivčević (Ed.), Phenomenology and Philosophical Understanding (110–124). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Merlo-Ponti, M. (1999). Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of Perception]. Saint-Petersburg: Juventas, Science. (in Russian).
  • Molchanov, V.I. (2010). Transtsendental’nyi opyt i transtsendental’naya naivnost’ v “Kartezianskikh meditatsiyakh” Edmunda Gusselya [Transcendental Experience and Transcendental Naivety in Edmund Husserl’s “Cartesian Meditations”]. In E. Gusserl’, Kartezianskie meditatsii [Cartesian Meditations] (200–224). Moscow: Academical project. (in Russian).
  • Motroshilova, N.V. (1968). Printsipy i protivorechiya fenomenologicheskoi filosofii [Principles and Contradictions of Phenomenological Philosophy]. Moscow: Higher School. (in Russian).
  • Motroshilova, N.V. (2003).“Idei I” Edmunda Gusserlya kak vvedeniye v fenomenologiyu [Edmund Husserl’s “Ideas I” as an Introduction to Phenomenology]. Moscow: Phenomenology-Hermeneutics. (in Russian).
  • Patkul’, A.B. (2016). Trudnosti fenomenologichekogo issledovaniya: Fink i Gusserl’ [Difficulties of Phenomenological Research: Fink and Husserl]. Logos, 26 (1), 89–93. (in Russian).
  • Pivčević, E. (Ed.). (1975). Phenomenology and Philosophical Understanding.Cambridge: Cambridge University Press.
  • Prekhtl’, P. (1999). Vvedenie v fenomenologiyu Gusserlya [Introduction to Husserl’s Phenomenology]. Tomsk: Bagpipe. (in Russian).
  • Patnem, H. (2002). Razum, istina i istoriya [Reason, Truth and History]. Moscow: Praksis. (in Russian).
  • Razeev, D.N. (2004). V setyakh fenomenologii. In E. Gusserl’ & D.N. Razeev, Vsetyakh fenomenologii. Osnovnye problemy fenomenologii [In the Phenomenological Net. Main Problems of Phenomenology]. Saint Petersburg: Saint-Petersburg University Press. (in Russian).
  • Rorty, R. (1979). The Philosophy and the Mirror of Nature.Princeton, N.J.: Princeton University Press.
  • Savin, A.O. (2015). O sushchnosti fenomenologicheskoi filosofii [On the Essence of Phenomenological Philosophy]. Horizon. Studies in Phenomenology, 4 (1), 9–37. (in Russian).
  • Searle, J.R. (1983). Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Searle, J.R. (2002). Consciousness and Language. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Serl’, D. (2002). Otkryvaya soznanie zanovo [The Rediscovery of the Mind]. Moscow: Idea-Press. (in Russian).
  • Serl’, D. (2004). Ratsional’nost’ v deistvii [Rationality in Action]. Moscow: Progress-Tradition.
  • Smith, D.W. (2004). Mind World: Essays in Phenomenology and Ontology. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Shpigel’berg, G. (2002). Fenomenologicheskoe dvizhenie [The Phenomenological Movement]. Moscow: Logos. (in Russian).
  • Thompson, E. (2007). Mind in Life. Biology, Phenomenology and the Science of Mind. Cambridge, Mass., London: The Belknap Press of Harvard University Press.
  • Uaitkhed, A.N. (1990). Izbrannye raboty po filosofii [Selected Texts on Philosophy]. Moscow: Progress (in Russian).
  • Vitgenshtein, L. (1994). Filosofskiye raboty I [Philosophical Works I]. Moscow: Gnozis. (in Russian).