Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4262


ЖИОН КОНДРАУ
ФИЛОСОФСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДАЗАЙН-АНАЛИЗА

Название на языке публикации: ЖИОН КОНДРАУ
ФИЛОСОФСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДАЗАЙН-АНАЛИЗА
Translation from German: Ирина Казакова
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  315–427
Язык: Русский
Тип публикации: Перевод
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-315–427 PDF (Загрузок: 3858)

Аннотация
Статья Жиона Кондрау, швейцарского психиатра и психотерапевта, ближайшего соратника Медарда Босса, одного из основных представителей психотерапевтического дазайн- анализа носит пропедевтический характер и включает обширное введение, ряд значимых включений историко-биографического характера касательно жизни Мартина Хайдеггера и последовательное рассмотрение ряда положений хайдеггеровской дазайн-аналитики, лежащих в основе психиатрического и терапевтического дазайн-анализа: исследование сущностного устройства Дазайн как всякого конкретного человеческого бытия и определяющих это устройство экзистенциалов. Богатство цитирований, пронизывающих текст, позволяет обнаружить тот исторический, социальный и идейный контекст, в котором происходило становление дазайн-анализа в Швейцарии в первые десятилетия послевоенного времени. Центральная тема экзистенциалов начинает звучать иначе в данном контексте, нежели в философском, поскольку в качестве предмета исследования теперь предстает конкретный страдающий человек, в его телесности, испытывающий вину, угрызения совести, стыдящийся, переживающий тревогу, страх смерти и т.д., в связи с чем само понятие “Дазайн” требует более пристального рассмотрения. Последняя часть работы Кондрау посвящена феноменологическому методу рассмотрения как основному инструменту дазай- анализа, а именно – как аналитико-психотерапевтическому инструменту. Дазайн-анализ мыслит себя и свое развитие относительно классического психоанализа, и размышление Кондрау в этом смысле находится в постоянном диалоге с фрейдовской мыслью. Никакая другая психотерапевтическая традиция не присутствует в истории дазайн-анализа – это принципиально важно для понимания того, что такое дазайн-анализ. Это есть, прежде всего, психоанализ, переосмысленный в ключе хайдеггеровской онтологии и получивший в связи с этим новое специфическое воплощение, довольно герметичное, если говорить о месте дазайн-анализа в психотерапевтическом пространстве вообще, и в практически полном виде перенявшее хайдеггеровский язык для своего установления, рефлексии своего предмета и саморефлексии. В связи с этим подвергаются сомнению и пересматриваются некоторые ключевые психоаналитические концепты, например, понятие переноса, что, несомненно, является вызовом не только для психоанализа, но и для всей сегодняшней психотерапии.

Ключевые слова
Кондрау, Хайдеггер, Дазайн, дазайн-аналитика, дазайн-анализ, психотерапия, экзистенциалы, феноменологический метод.

References

  • Adorno, T.W. (1964). Jargon der Eigentlichkeit. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Arendt, H. (1969). Martin Heidegger. Merkur, 10, 893-902.
  • Biemel, W. (1969). Martin Heidegger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbeck: Rowohlt.
  • Binswanger, L. (1945). Der Fall Ellen West. Schweizer Archiv für Neurologie, Neurochirurgie und Psychiatrie, 55, 16-40.
  • Binswanger, L. (1953). Grundformen und Erkenntnis menschlischen Daseins. Zürich: Niehans.
  • Binswanger, L. (1960). Daseinsanalyse und Psychotherapie. Acta psychother, 8, 251-266.
  • Binswanger, L. (1961). Ausgewählte Aufsätze und Vorträge. Bern: Francke.
  • Blankenburg, W. (1971). Der Verlust der natürlichen Selbstverständlichkeit. Ein Beitrag zur Psychopathologie symptomatischer Schizophrenien. Stuttgart: Emke.
  • Blankenburg, W. (1972). Daseinsanalyse. In J. Ritter (Ed.), Historisches Wörterbuch der Philosophie. Basel: Schwabe.
  • Bleuler, E., & Bleuler, M. (1983). Lehrbuch der Psychiatrie. Berlin: Springer.
  • Bleuler, M. (1972). Klinik der schizophrenen Geistesstörungen. In K.P. Kisker, J.-E. Meyer, G. Müller, E. Strömgren (Eds.), Psychiatrie der Gegenwart (Bd. II/1) (7-82). Berlin: Springer.
  • Bochenski, I.M. (1947). Europäische Philosophie der Gegenwart. Bern: Dalp.
  • Bollnow, O.F. (1969). Existenzphilosophie. Stuttgart: Kohlhammer.
  • Boss, M. (1952). Die Bedeutung der Daseinsanalyse für die Psychologie und die Psychiatrie. Psyche, 6, 178-186.
  • Boss, M. (1957). Psychoanalyse und Daseinsanalytik. Bern: Huber.
  • Boss, M. (1960). Psychoanalyse et analyse du “Dasein”. Acta psychother, 8, 161-171.
  • Boss, M. (1962). Lebensangst, Schuldgefühle und psychotherapeutische Befreiung. Bern: Huber.
  • Boss, M. (1963). Psychoanalysis und Daseinsanaysis. New York: Basic Books.
  • Boss, M. (1966). Sinn und Gehalt der sexuellen Perversion. Bern: Huber.
  • Boss, M. (1975). Grundriss der Medizin und der Psychologie. Bern: Huber.
  • Boss, M. (1977). Zollikoner Seminare. In G. Neske (Ed.), Erinnerung an Martin Heidegger (31-38). Pfullingen: Neske.
  • Boss, M., & Condrau, G. (1967a). Existential Psychoanalysis. In B.B. Wolman (Ed.), Psychoanalytic Techniques. A Handbook for the Practicing Psychoanalyst (443-467). New-York: Basic Books.
  • Boss, M., & Condrau, G. (1967b). Analyse existentielle (Daseinsanalyse). Encyclopédie médicochirurgiale, 5, 55-60.
  • Boss, M., & Hicklin, A. (1971). Daseinsanalyse. In W. Arnold, W.H. Eysenck, R. Meili (Eds.), Lexikon der Psychologie. Freiburg: Herder.
  • Buhr, H. (1977). Der weltliche Theolog. In G. Neske (Ed.), Erinnerung an Martin Heidegger (53-59). Pfullingen: Neske.
  • Busche, J. (1983, April 30). Der Standpunkt Martin Heideggers. Frankfurter Allgemeine Zeitung, 7.
  • Cargnello, D. (1961). Dal naturalismo psicoanalitico alla fenomenologia antropologica della Daseinsanalyse: da Freud a Binswanger. In Archivio di Filosofia. Filosofia della alienazione e analisi esistenziale (127-198). Padova: CEDAM.
  • Casper, J. (1980). Martin Heidegger und die Theologische Fakultät Freiburg 1909-1923. Freiburger Diözesan-Archiv, 32, 533-541.
  • Choron, J. (1967). Der Tod im abendländischen Denken. Stuttgart: Klett.
  • Condrau, G. (1969, September 21). Martin Heidegger und schweizerische Psychiatrie. Neue Zürischer Zeitung.
  • Condrau, G. (1975). Aufbruch in die Freiheit. Bern: Benteli.
  • Condrau, G. (1976). Angst und Schuld als Grundprobleme der Psychotherapie. Frankfurt: Suhrkamp.
  • Condrau, G. (Ed.). (1979). Transzendenz, Imagination und Kreativität. In Die Psychologie des 20. Jahrhunderts (Bd. 15). Zürich: Kindler.
  • Condrau, G. (1981). Introduccion a la Psicoterapia. Mexico: Editorial Diana.
  • Condrau, G. (1984a). Der Mensch und sein Tod – certa moriendi condicio. Zürich: Benzinger.
  • Condrau, G. (1984b). Die Bedeutung der Daseinsanalyse für die Medizin. Daseinsanalyse, 1, 23-38.
  • Condrau, G., & Boss, M. (1968). Existential Analysis. In J. D. Howell (Ed.), Modern Perspectives in World Psychiatry (488-518). Edinburgh: Oliver & Boyd.
  • Condrau, G., & Boss, M. (1980). Daseinsanalysis. In W. Sahakian (Ed.), Psychopathology Today: Experimentation, Theory and Research (567-575). Itasca, Illinois: F.E. Peacock.
  • Condrau, G., & Hicklin, A. (Eds.). (1978). Der Mensch – Gegenstand der Naturwisenschaften? Bern: Benteli.
  • Corsin, R. J. (1983). Handbuch der Psychotherapie (Bd. 2). Basel: Beltz.
  • Demske, J.M. (1963). Sein, Mensch und Tod. Das Todesproblem bei Martin Heidegger. Freiburg: Alber.
  • Drewermann, E. (1982). Strukturen des Bösen. München: Schöning.
  • Eisenbeis, W. (1983). The Key Ideas of Martin Heideggers “Being and Time”. Washington: University Press of America.
  • Fédier, F. (1966, November). Trois attaques contre Heidegger. Critique. 23, 883-904.
  • Fédier, F. (1967, Juli). A propos de Heidegger: une lecture dénoncée. Critique, 24, 672-686.
  • Fédier, F. (1977). Andenken... In G. Neske (Ed.), Erinnerung an Martin Heidegger (79-85). Pfullingen: Neske.
  • Feick, H. (1968). Index zu Heideggers “Sein und Zeit”. Tübingen: Niemeyer.
  • Fischer-Barnicol, H. A. (1977). Spiegelungen – Vermittlungen. In G. Neske (Ed.), Erinnerung an Martin Heidegger (87-104). Pfullingen: Neske.
  • Freud, S. (1998). Die Traumdeutung (GW II–III). Frankfurt a. Main: Fischer Verlag.
  • Freud, S. (1948). Das Interesse an der Psychoanalyse (GW VIII). London: Imago.
  • Hicklin, A. (1973). Daseinsanalytische Anthropologie als Grundlage der Psychotherapie. Therapeutische Umschau, 30, 12-41.
  • Hicklin, A. (1982). Begegnung und Beziehung. Bern: Benteli.
  • Hoesli, R. J. (1965, April 18). Raum, Zeit und Relativität. Neue Zürcher Zeitung.
  • Hollenbach, J.M. (1954). Sein und Gewissen. Baden-Baden: Grimm.
  • Holz, H. H. (1969, September 28). Zweideutigkeit und Verführung. Kritische Bemerkungen zum 80. Geburtstag von Martin Heidegger. National-Zeitung Basel.
  • Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Jaspers, K. (1978). Notizen zu Martin Heidegger. München: Piper.
  • Keller, J. (1943). Vom Wesen des Menschen. Basel: Recht und Gesellschaft.
  • Kirsch, J. (1985). Jungs sogenannter Antisemitismus. Analytische Psychologie, 16, 40-65.
  • Knapp, G. (1970). Mensch und Krankheit. Stuttgart: Klett.
  • Kohli-Kunz, A. (1973). Erinnern und Vergessen. Berlin: Duncker & Humbolt.
  • Kommerell, M. (1967). Briefe und Aufzeichnungen 1919-1944. Freiburg: Walter.
  • Kuhn, R. (1973). Daseinsanalyse. In C. Müller (Ed.), Lexikon der Psychiatrie. Gesammelte Abhandlungen der gebräulichsten psychiatrischen Begriffe (78-91). Berlin: Springer.
  • Kunz, H. (1962). Die eine Welt und die Weisen des In-der-Welt-Seins. Psyche, 16 (1), 58-80.
  • Kunz, H. (1976). Martin Heidegger und Ludwig Klages. Daseinsanalytik und Metaphysik. München: Kindler.
  • May, R. (1959). The Existential Approach. In S. Arieti (Ed.), American Handbook of Psychiatry: Vol. 2 (1348-1361). New-York: Basic Books.
  • Merlau-Ponty, M. (1945). Phénoménology de la perception. Paris: Gallimard.
  • Meyer, W. (1964). Martin Heidegger und Thomas von Aquin. München: Schöningh.
  • Mörchen, H. (1980). Macht und Herrschaft im Denken von Heidegger und Adorno. Stuttgart: Klett-Cotta.
  • Müller, C. (1972). Psychotherapie und Soziotherapie der endogenen Psychosen. In K.P. Kisker, J.-E. Meyer, G. Müller, E. Strömgren (Eds.), Psychiatrie der Gegenwart (Bd. II/I) (291-342). Berlin: Springer.
  • Müller, C. (1973). Lexikon der Psychiatrie. Berlin: Springer.
  • Müller, M. (1964). Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart. Heidelberg: Kerle.
  • Ochwadt, C., & Tecklenborg, E. (1981). Das Mass des Verborgenes. Heinrich Ochcner zum Gedächtnis. Hannover: Charis.
  • Padrutt, H. (1984). Der epochale Winter. Zürich: Diogenes.
  • Perrez, H. (1967/68). Widerspruch gegen eine Rezension. Civitas, 23, 875-877.
  • Petzet, H.W. (1983). Auf einen Stern zugehen, Begegnungen mit Martin Heidegger 1929 bis 1976. Frankfurt: Sozietäts.
  • Pöggeler, O. (1972). Philosophie und Politik bei Heidegger. Freiburg: Alber.
  • Rahner, K. (1958). Zur Theologie des Todes. Quaestiones Disputatae 2. Freiburg: Herder.
  • Ricoeur, P. (1949). Philosophie de la volonté. Paris: Montaigne.
  • Riemann, F. (1961). Grundformen der Angst. München: Reinhardt.
  • Ris, O.F. (1967/1968). Philosophische Auseinandersetzunge. Civitas, 23, 315-395.
  • Sahakian, W.S. (1970). Psychopathology today. Itasca: F.E. Peacock.
  • Sarró, R. (1969). L’Interpretation du mythe d’OEdipe chez Freud et chez Heidegger. Acta psychoter, 8, 266-289.
  • Sartre, J.P. (1943). L’Etre et le Néant. Paris: Gallimard.
  • Schlette, H.R. (1972). Skeptische Religionphilosophie. Freiburg: Rombach.
  • Schlier, H. (1977). Denken im Nachdenken. In G. Neske (Ed.), Erinnerung an Martin Heidegger (217-221). Pfullingen: Neske.
  • Scheeberger, G. (1962). Nachlese zu Heidegger. Bern: Schneeberger.
  • Schulte, W., & Tölle, R. (1975). Psychiatrie. Berlin: Springer.
  • Staiger, E. (1977). Streiflichter. In G. Neske (Ed.), Erinnerung an Martin Heidegger (229-232). Pfullingen: Neske.
  • Straus, E.W., Natanson, M., Ey, H. (1969). Psychiatry and Philosophy. Berlin: Springer.
  • Valle, R.S., & King, M. (1978). Existential-phenomenological Alternatives for Pychology. New-York: Oxford University Press.
  • Waelhens, A. de (1950). La phénoménologie du corps. Revue philosophique de Louvain, 48, 371-395.
  • Wandruszka, M. (1959). Was weiss die Sprache von der Angst? In W. Bitter (Ed.), Angst und Schuld in theologischer und psychotherapeutischer Sicht. Stuttgart: Klett.
  • Weitbrecht, H.J. (1973). Grundriss der Psychiatrie. Berlin: Springer.
  • Welte, B. (1977). Suchen und Finden. Ansprache zur Beisitzung am. 28 Mai. 1976. In G. Neske (Ed.), Erinnerung an Martin Heidegger (253-256). Pfullingen: Neske.
  • Wiesenhütter, E. (1959). Neuere medizinische Anthropologie und Rehabilitation. Praxis psychother, 4, 108-1024.
  • Wildermuth, A. (1967, Februar 27). Was hat Heidegger gemeint? Radiovortrag SRG zu Heideggers “Zeit und Sein”.
  • Wilson, T.J. (1981). Sein als Text. Freiburg: Alber.
  • Wiplinger, F. (1961). Wahrheit und Geschichtlichkeit. Eine Untersuchung über die Frage nach dem Wesen der Wahrheit im Denken Martin Heideggers. Freiburg: Alber.
  • Zahn, L. (1976). Die letzte Epoche der Philosophie. Stuttgart: Klett.