Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3037


ГУССЕРЛЬ, БАХТИН И ДРУГОЕ Я.
ИЛИ: МИХАИЛ БАХТИН – ГУССЕРЛИАНЕЦ?

Название на языке публикации: HUSSERL, BAKHTIN, AND THE OTHER I.
OR: MIKHAIL M. BAKHTIN – A HUSSERLIAN?
Автор: Карина Папе
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  271–289
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-271–289 PDF (Загрузок: 3209)

Аннотация
В своих ранних работах Михаил Бахтин стремился разработать феноменологию опыта себя и опыта другого. Для того, чтобы реализовать проект такой феноменологии, он совмещал разные подходы, которые он характеризовал как идеализм и материализм / натурализм. Первый он связывал с Эдмундом Гуссерлем, хотя почти не упоминал его в связи с его феноменологией. Указывает ли эта интерсубъективная феноменология на то, что Бахтин вдохновлялся идеями Гуссерля в большей мере, чем это принято считать? Или они оба пришли к близким идеям независимо друг от друга? Оба мыслителя заняты темой интерсубъективности. Во втором томе Логических исследований Гуссерль оценивал суждения о психо-физической реальности Другого как метафизические, однако уже с своих Идеях I он описывал Другого как того, кто расширяет наш опыт посредством привносимого им “избытка опыта”. Сходным образом Бахтин в трактате К философии поступка и в исследовании Автор и герой в эстетической деятельности описывал уникальную перспективу Другого как необходимую и ценную часть мира поступка. Для того чтобы понять влияние феноменологии Гуссерля на раннюю философию Бахтина нужно более подробно рассмотреть содержательное сходство их философии, равно как и некоторые ранее не замеченные текстуальные параллели. Это позволит наметить ответ на вопрос, был ли для Бахтина Гуссерль чем-то большим, чем вскользь упоминаемым именем. В этой статье я реконструирую отношения между двумя мыслителями и отвечаю на вопрос о том, должна ли быть пересмотрена датировка ранних работ Бахтина (до 1928).

Ключевые слова
Интерсубъективность, материализм, идеализм, плюрализм, жизненный мир, Другой.

References

  • Adler, M. (1936). Das Rätsel der Gesellschaft. Zur erkenntnis-kritischen Grundlegung der Sozialwissenschaft. Wien: Saturn.
  • Bachtin, M. (1979). Die Ästhetik des Wortes. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Bakhtin, M. (1993). Toward a Philosophy of the Act. Austin: Texas University Press.
  • Bakhtin, M. (1996). K filosofii postupka [Toward a Philosophy of the Act]. In Bakhtin, M. Sobranie sochinenii v semi tomakh. Tom 1. [Collected Works. SevenVolumes. Vol. 1]. Moscow: IMLI. (in Russian).
  • Bachtin, M. (2008). Autor und Held in der ästhetischen Tätigkeit. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Bakhtin, M. (2010). Besedy s V. D. Duvakinym [Talks with V. D. Duvakin]. In V. L. Makhlin (Ed.), Mikhail Mikhailovich Bakhtin (23–33). Moscow: ROSSPEN. (in Russian).
  • Bachtin, M. (2011). Zur Philosophie der Handlung. Berlin: Matthes & Seitz.
  • Bernard-Donals, M. (2003). Mikhail Bakhtin. Between Phenomenology and Marxism. In M. Gardiner (Ed.), Mikhail Bakhtin (Vol. 1). London: SAGE.
  • Brandist, C. (2002). The Bakhtin Circle. Philosophy, Culture and Politics. London: Pluto.
  • Dennes, M. (2010). Vliyanie fenomenologii E. Gusserlya na rossiiskuyu nauku 1910–1920-kh godov [Husserl’s Phenomenology and its Impact on Russian Science in 1910–1920]. Psikhologicheskie Issledovaniya [Psychological Studies], 14 (6). Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2010n6-14/408-dennes14.html. (in Russian).
  • Emerson, C. (1997). The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton: Princeton University Press.
  • Erdinast-Vulcan, D. (2013). Between Philosophy and Literature. Bakhtin and the Question of the Subject. Stanford: Stanford University Press.
  • Haardt, A. (1992). Husserl in Rußland. Phänomenologie der Sprache und Kunst bei Gustav Špet und Aleksej Losev. München: Fink.
  • Haardt, A. (2000). Michail Bachtin – ein Phänomenologe der Intersubjektivität? Phänomenologische Forschungen. Neue Folge, 5, 217-229.
  • Haardt, A. (2002). Drugoi i ego vizavi: Interpersonal’nye otnosheniya v literature i v mire zhizni u Bakhtina i Sartra [The Other and His vis-à-vis: Interpersonale Relations in Literature and Life World in Bakhtin’s and Sartre’s Works]. Proceedings of the Conference on Russian Philosophy in the Post Soviet Era (129-146). Bremen. (in Russian).
  • Husserl, E. (1901). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1913). Logische Untersuchungen 1. Prolegomena zur reinen Logik. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass Erster Teil: 1905–1920 (Hua XIII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (1992a). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Hamburg: Meiner.
  • Husserl, E. (1992b). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlass 1934–1937 (Hua XXIX). Den Haag: Kluwer.
  • Makhlin, V. (1995). Tretii Renessans [The Third Renaissance]. In K. G. Isupov (Ed.), Bakhtinologiya. Issledovaniya, perevody, publikatsii [Bakhtinology. Research, Translations, Publications] (132-154). St. Petersburg: Aleteiya. (in Russian).
  • Makhlin, V. (1997). Drugoi [The Other]. In N. D. Tamarchenko (Ed.), Bakhtinskii tezaurus. Materialy i issledovaniya [Bakhtin’s Glossary. Proceedings and Research] (141-148). Moscow: RGGU. (in Russian).
  • Möckel, C. (1998). Einführung in die transzendentale Phänomenologie. München: UTB.
  • Pape, C., & Kolkutina, V. (2013). Philosophie in Russland und in Deutschland. Philosophischer Literaturanzeiger, 66 (1), 41-77.
  • Pape, C. (2015). Autonome Teilhaftigkeit und teilhaftige Autonomie. Der Andere in Michail M. Bachtins Frühwerk. München: Fink.
  • Poole, B. (1997). Bakhtin and Cassirer: The Philosophical Origins of Bakhtin’s Carnival Messianism. The South Atlantic Quarterly, 97 (¾), 537-578.
  • Poole, B. (2001). From Phenomenology to Dialogue. Max Scheler’s Phenomenological Tradition and Mikhail Bakhtin’s Development from “Toward a Philosophy of the Act” to His Study of Dostoevsky. In K. Hirschkop (Ed.), Bakhtin and Cultural Theory (109-135). Manchester: Manchester University Press.
  • Richter, J. P. F. (1974). Siebenkäs. Sämtliche Werke (Bd.1-2). München: Carl Hanser.
  • Sapienzia, F. (2004). Mikhail Bakhtin, Vyacheslav Ivanov and the Rhethorical Culture of the Russian Third Renaissance. Philosophy and Rhethoric, 37 (2), 123-142.
  • Sasse, S. (2010). Michail Bachtin zur Einführung. Hamburg: Junius.
  • Shchedrina, T. (2011). Die ethische Dimension der Erkenntnis in der russischen Philosophie: Nikolaj Berdjaev – Gustav Špet – Lev Šestov. In A. Haardt & N. Plotnikov (Eds.), Das normative Menschenbild in der russischen Philosophie (113-125). Münster: LIT.
  • Shchittsova, T. (2003). Das menschliche Ereignis in der Philosophie von M. Bachtin. In H. R. Sepp (Ed.), Essays in Celebration of the Founding of the Organization of Phenomenological Organizations. Retrieved from http://www.o-p-o.net/essays/ShchyttsovaArticle.pdf
  • Staiti, A. (2010). Phänomenologie. In H.-H. Gander (Ed.), Husserl-Lexikon (229-235). Darmstadt: WBG.
  • Theunissen, M. (1965). Der Andere. Berlin: Walter de Gruyter.
  • Waldenfels, B. (2006). Grundmotive einer Phänomenologie des Fremden. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.