- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3300
НАСТРОЕНИЕ СКУКИ И СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ.
ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КИНООПЫТ
Название на языке публикации: |
НАСТРОЕНИЕ СКУКИ И СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ. ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КИНООПЫТ |
Автор: | Алексей Бочаров |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  226–247 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-226–247 | PDF (Загрузок: 3344) |
Аннотация
Статья посвящена анализу зрительских практик в их связи со стратегиями авторского кино.
Традиционно переживания зрителя в кино рассматриваются в контексте ангажированности
и захваченности. Автор пытается актуализировать другую перспективу, связанную
со спецификой современного арт-синема – ситуации пустоты, отсутствия событий,
когда зритель скучает в кинозале. Цель статьи – попытаться обосновать применение
феноменологического и онтологического философского языка к анализу кино через тематизацию
киноопыта. Конкретный метод – феноменологическая редукция, воплощается
в акте созерцания киноопыта как феномена. Для данной статьи основополагающими
являются хайдеггерианская аналитика настроения скуки и непосредственный опыт
современного кино. Благодаря анализу фильма “Туринская лошадь”, демонстрируется, что
фильм может вызывать скуку через свой уникальный способ переживать длительность,
поскольку просит оставаться в непонятно сколько длящемся времени непомерно
долго. Зритель оказывается поставлен в крайнюю эстетическую позицию: обращаться
с фильмом пустым – никаким образом. Это значит смотреть кино не рефлексивно, а через
заволакивающий и удерживающий характер фильма, его долгие планы. И таким способом
стерто присутствовать, узнавать себя впечатленным фильмом, задавать вопросы без
раскрытия символических значений произошедшего на экране. Зритель пассивируется,
переживает кино через каждое мгновение настоящего времени, воспринимая фильм “целом”.
В связи с долгим временем, через нехватку остроты мысли скучающий отрешен и вовлечен.
Через непубличную, персональную пассивность зритель погружен в фильмическое, а значит,
сосредоточен на фильме “в целом”, но рассредоточен по отношению к собиранию крупиц
фильма: деталей, повторов повседневных ситуаций. Скука – необходимое настроение
для авторских фильмов, потому что она связывает кино и зрителя. Их согласованность
базируется на стертом присутствии спектатора из-за “набрасывающегося” характера фильма.
Кино – динамический медиум со своим неопределенным временем, поэтому само настроение
скуки колеблется. Так, не через рефлексию, а через расположенность в событии и аффект,
через вопрошание – зритель приближается к смыслу фильма.
Ключевые слова
Kинематограф, киноопыт, скука, время, феноменология, неинтеллектуальные стратегии кино.
References
- Anri, M. (2014). Neintentsional’naya fenomenologiya: zadacha fenomenologii budushchego [Nonintentional Phenomenology: Task for Phenomenology of the Future]. In Sholokhova, S. A., & Yampol’skaya, A.V (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (151-204). Moscow: Academic Project. (in Russian).
- Aronson, O. (2000). Struktury ozhidaniya (po povodu sovremennogo frantsuzskogo kino) [Expectations Structures (About Modern French Cinema)]. Kinovedcheskie zapiski [Cinema Expert Notes], 46. Retrieved from http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/577/. (in Russian).
- Bazen, A. (1972). Chto takoe kino? [What is the Cinema?]. Moscow: Iskusstvo. (in Russian).
- Chaglayan, O. E. (2014). Screening Boredom: the History and Aesthetics of Slow Cinema. Retrieved from https://kar.kent.ac.uk/43155/
- Khaidegger, M. (1993). Vopros o tekhnike [The Question Concerning Technology]. In Khaidegger, M. Vremya i bytie [Time and Being]. Moscow: Respublika. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1998). Prolegomeny k istorii ponyatiya vremeni [History of the Concept of Time: Prolegomena]. Tomsk: Vodolei. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2009). Parmenid [Parmenides]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2013). Osnovnye ponyatiya metafiziki [The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
- Kozhev, A. (2013). Vvedenie v chtenie Gegelya [Introduction to the Reading of Hegel]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
- Krakauer, Z. (1974). Priroda fil’ma. Reabilitatsiya fizicheskoi real’nosti [The Nature of the Film. Rehabilitation of Physical Reality]. Moscow: Iskusstvo. (in Russian).
- Kurtov, M. (2012). Mezhdu skukoi i grezoi: analitika kinoopyta [Between Boredom and Dreams: Cinema Experience Analysis]. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society. (in Russian).
- Laku-Labart, F. (2009). Problematika vozvyshennogo [Problematics of Sublime]. NLO [New Literary Review], 95. Retrieved from http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/la6-pr.html. (in Russian).
- Levinas, E. (1998). Vremya i drugoi [Time and Other]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Richmond, S. C. (2015). Vulgar Boredom, or What Andy Warhol Can Teach Us about Candy Crush. Retrieved from http://www.academia.edu/11950180/Vulgar_Boredom_or_What_Andy_Warhol_Can_Teach_Us_about_Candy_Crush.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: