Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3300


НАСТРОЕНИЕ СКУКИ И СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ.
ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КИНООПЫТ

Название на языке публикации: НАСТРОЕНИЕ СКУКИ И СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ.
ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КИНООПЫТ
Автор: Алексей Бочаров
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  226–247
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-226–247 PDF (Загрузок: 3344)

Аннотация
Статья посвящена анализу зрительских практик в их связи со стратегиями авторского кино. Традиционно переживания зрителя в кино рассматриваются в контексте ангажированности и захваченности. Автор пытается актуализировать другую перспективу, связанную со спецификой современного арт-синема – ситуации пустоты, отсутствия событий, когда зритель скучает в кинозале. Цель статьи – попытаться обосновать применение феноменологического и онтологического философского языка к анализу кино через тематизацию киноопыта. Конкретный метод – феноменологическая редукция, воплощается в акте созерцания киноопыта как феномена. Для данной статьи основополагающими являются хайдеггерианская аналитика настроения скуки и непосредственный опыт современного кино. Благодаря анализу фильма “Туринская лошадь”, демонстрируется, что фильм может вызывать скуку через свой уникальный способ переживать длительность, поскольку просит оставаться в непонятно сколько длящемся времени непомерно долго. Зритель оказывается поставлен в крайнюю эстетическую позицию: обращаться с фильмом пустым – никаким образом. Это значит смотреть кино не рефлексивно, а через заволакивающий и удерживающий характер фильма, его долгие планы. И таким способом стерто присутствовать, узнавать себя впечатленным фильмом, задавать вопросы без раскрытия символических значений произошедшего на экране. Зритель пассивируется, переживает кино через каждое мгновение настоящего времени, воспринимая фильм “целом”. В связи с долгим временем, через нехватку остроты мысли скучающий отрешен и вовлечен. Через непубличную, персональную пассивность зритель погружен в фильмическое, а значит, сосредоточен на фильме “в целом”, но рассредоточен по отношению к собиранию крупиц фильма: деталей, повторов повседневных ситуаций. Скука – необходимое настроение для авторских фильмов, потому что она связывает кино и зрителя. Их согласованность базируется на стертом присутствии спектатора из-за “набрасывающегося” характера фильма. Кино – динамический медиум со своим неопределенным временем, поэтому само настроение скуки колеблется. Так, не через рефлексию, а через расположенность в событии и аффект, через вопрошание – зритель приближается к смыслу фильма.

Ключевые слова
Kинематограф, киноопыт, скука, время, феноменология, неинтеллектуальные стратегии кино.

References

  • Anri, M. (2014). Neintentsional’naya fenomenologiya: zadacha fenomenologii budushchego [Nonintentional Phenomenology: Task for Phenomenology of the Future]. In Sholokhova, S. A., & Yampol’skaya, A.V (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (151-204). Moscow: Academic Project. (in Russian).
  • Aronson, O. (2000). Struktury ozhidaniya (po povodu sovremennogo frantsuzskogo kino) [Expectations Structures (About Modern French Cinema)]. Kinovedcheskie zapiski [Cinema Expert Notes], 46. Retrieved from http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/577/. (in Russian).
  • Bazen, A. (1972). Chto takoe kino? [What is the Cinema?]. Moscow: Iskusstvo. (in Russian).
  • Chaglayan, O. E. (2014). Screening Boredom: the History and Aesthetics of Slow Cinema. Retrieved from https://kar.kent.ac.uk/43155/
  • Khaidegger, M. (1993). Vopros o tekhnike [The Question Concerning Technology]. In Khaidegger, M. Vremya i bytie [Time and Being]. Moscow: Respublika. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1998). Prolegomeny k istorii ponyatiya vremeni [History of the Concept of Time: Prolegomena]. Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2009). Parmenid [Parmenides]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2013). Osnovnye ponyatiya metafiziki [The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
  • Kozhev, A. (2013). Vvedenie v chtenie Gegelya [Introduction to the Reading of Hegel]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Krakauer, Z. (1974). Priroda fil’ma. Reabilitatsiya fizicheskoi real’nosti [The Nature of the Film. Rehabilitation of Physical Reality]. Moscow: Iskusstvo. (in Russian).
  • Kurtov, M. (2012). Mezhdu skukoi i grezoi: analitika kinoopyta [Between Boredom and Dreams: Cinema Experience Analysis]. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society. (in Russian).
  • Laku-Labart, F. (2009). Problematika vozvyshennogo [Problematics of Sublime]. NLO [New Literary Review], 95. Retrieved from http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/la6-pr.html. (in Russian).
  • Levinas, E. (1998). Vremya i drugoi [Time and Other]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
  • Richmond, S. C. (2015). Vulgar Boredom, or What Andy Warhol Can Teach Us about Candy Crush. Retrieved from http://www.academia.edu/11950180/Vulgar_Boredom_or_What_Andy_Warhol_Can_Teach_Us_about_Candy_Crush.