Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1679


БЫТЬ ЖИВЫМ. DASEIN-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Название на языке публикации: AM LEBEN SEIN. DASEINSANALYTISCHE ZUGÄNGE ZUR KINDER-UND JUGENDLICHENPSYCHOTHERAPIE
Автор: Шарлоттa Шпитцер
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  175–199
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-175–199 PDF (Загрузок: 3040)

Аннотация
“Быть живой”. Моя шестнадцатилетняя клиентка использовала это выражение для того, чтобы описать ее желание и представление о возможности того, что произойдет после окончания терапевтического процесса. Это прекрасное, чистое и, вместе с тем, универсальное выражение. Детский возраст и юность – особые периоды в жизни всех нас. Мы никогда в жизни больше не испытываем такого развития наших экзистенциальных возможностей. Его интенсивность, темп и величина – невероятные. Поэтому риски также крайне велики. В этом процессе мы в высшей степени чувствительны, ранимы и так тяжело переносим любое разочарование. Каждая – даже короткая – потеря любви, может иметь глубокое и опустошительное воздействие на наши возможности быть открытыми миру и быть свободными в жизни нашего собственного Dasein, равно как и жить, исходя из нашей подлинной основы. В этот особый период жизни мы полностью и в высшей степени не защищены, и не можем найти того, что нам нужно, чтобы пройти наш собственный, уникальный путь, если мы не способны адекватно отвечать на то, что нам преподносит жизнь. Таким образом у нас появляются психологические расстройства. В моей статье я хотела бы осветить человеческую экзистенцию этого специфического периода жизни с Dasein-аналитической, феноменологической точки зрения. Это предполагает развитие личности, открытость уникальным индивидуальным возможностям бытия в мире, открытости миру, бытия по-настоящему живым. Здесь также обсуждается термин “развитие” в его феноменологическом понимании, он описывается как феномен становления все более и более открытым миру благодаря уникальным индивидуальным возможностям. Более того, здесь обозначены некоторые экзистенциалы и то, как они открываются навстречу миру в их неповторимом модусе в разные периоды детства и юности. Наконец, здесь описывается терапевтическая уникальность Dasein-аналитической установки с точки зрения юношеской психотерапии.

Ключевые слова
Dasein-анализ, феноменология, детская и юношеская психотерапия, личностное развитие, жизненность, бытие-в-мире, открытость, экзистенциалы, терапевтическое отношение.

References

  • Bangerl, W. (2015). Entwicklungspsychologie. Skriptum für das Psychotherapeutische Propädeutikum am ÖAGG Wien. Unveröffentlicht.
  • Boss, M. (1962). Lebensangst, Schuldgefühle und psychotherapeutische Befreiung. Bern: Hans Huber.
  • Boss, M. (1971). Grundriss von Medizin und Psychologie. Bern: Hans Huber.
  • Condrau, G. (1975). Medizinische Psychologie. München: Kindler.
  • Erikson, E. H. (1999). Kindheit und Gesellschaft. Stuttgart: Klett Cotta.
  • Gadamer, H.-G. (1990). Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck).
  • Gamper, V. (1984). Entwicklung und Erziehung aus daseinsanalytischer Sicht. Daseinsanalyse, 1 (3), 163-188.
  • Hänssler, B. (2015). Vermessene Kindheit. Retrieved from http://www.sueddeutsche.de/gesundheit/normalitaet-vermessene-kindheit-1.2570390.
  • Heidegger, M. (1976). Über den Humanismus (Wegmarken) (GA 9). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1985). Unterwegs zur Sprache (GA 12). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer.
  • Heidegger, M. (2000). Die Frage nach der Technik (Vorträge und Aufsätze) (GA 7). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Helting, H. (1999). Einführung in die philosophischen Dimensionen der psychotherapeutischen Daseinsanalyse. Aachen: Shaker.
  • Herrmann, F. W. von (1985). Kunst und Technik. Heidegger Studies, 1, 25-62.
  • Holzhey-Kunz, A. (1997). In die Welt hinaus. Daseinsanalyse, 14, 5–15.
  • Hölderlin, F. (1956). Sämtliche Werke. Berlin: Tempel.
  • Kafka, F. (1999). Brief an den Vater. Frankfurt a. Main: Fischer TB.
  • Reck, H. (1985a). Spiel und spielerische Elemente in der Psychotherapie. Daseinsanalyse, 2 (1), 51–78.
  • Reck, H. (1985b). Frühe Trauer und Depression. Daseinsanalyse, 2 (1), 120–142.
  • Reck, H. (1990). Zur Phänomenologie des Kindes. Ein literarischer Beitrag. Daseinsanalyse, 7, 233–254.
  • Reck, H. (1993). Versäumtes Recht, überhörtes Gewissen, Angst und depressive Verstimmung des Menschen an der Schwelle zum Erwachsensein. Daseinsanalyse, 10, 162–179.
  • Reck, H. (1997). Hat die im Denken Martin Heideggers begründete Daseinsanalyse in der Kinderpsychotherapie zur Zeit etwas zu sagen? Daseinsanalyse, 14, 17–23.
  • Reck, J. G. (2016). Anspruch und Entsprechen von Kunst, Gemüt und Religion. Besinnung aus daseinsanalytischer ärztlicher Sicht. Wien: Selbstverlag.
  • Rilke, R. M. (2006). Die Gedichte. Frankfurt a. Main – Leipzig: Insel.
  • Schiller, F. (2000). Briefe über die ästhetische Erziehung des Menschen. Stuttgart: Reclam.
  • Sloterdijk, P. (1988). Zur Welt kommen – Zur Sprache kommen: Frankfurter Vorlesungen. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Thurnher, R. (2009). Entwicklung und Identität in Hinblick auf den menschlichen Existenzvollzug. Daseinsanalyse, 25, 104–121.