Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3983


РАЗВЕДЫВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

Название на языке публикации: TRAUM-ERKUNDUNGEN
Автор: Константин Геменетзис
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  142–174
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-142–174 PDF (Загрузок: 3947)

Аннотация
Статья представляет собой попытку исследования сновидения различными способами. Ключевым местом в этом процессе становится точка, где себя предъявляет фигура Другого. Интерпретации сновидения (Зигмунд Фрейд, Медард Босс) вторгаются в инаковость сновидца – они соотносят сон с устройством бодрствования. Интерпретации сновидений есть ответы на разные “Почему” и “Как” сновидения. Они становятся теми объяснениями, которые лишь смягчают беспокойство, вызванное непостижимым и странным миром сновидения. Несколько цитат из работ Элиаса Канетти подчеркивают уникальность сновидения и его таинственность, его необъяснимую природу. Короткий критический обзор концепции сновидений Медарда Босса позволяет понять сновидение как увеличительное зеркало, приближающее и заостряющее экзистенциальный характер повседневно обнаруживающих себя перед нами наших несовершенств. В психоаналитической практике (и не только в ней) мы не можем схватить сновидение прямым непосредственным образом. “Свободные ассоциации” и “свободно плавающее внимание” ведут нас к Другому непрямыми и непредсказуемыми путями. Воспоминание и забывание сновидения – это совсем иной опыт в отличие от воспоминания и забывания вещи. Вопрос “Что есть сновидение” – это ловушка, поскольку требует ответа вроде “Сновидение – это…”. Но сновидение не есть “что- то”. В своем размышлении мы пытаемся разведывать сновидение, руководствуясь словами из Одиссеи – “Мчались они мимо струй океанских, скалы левкадийской / Мимо ворот Гелиоса и мимо страны сновидений / Вскоре рой их достиг асфодельного луга, который /Душам – призракам смертных уставших – обителью служит”. В завершение мы проводим короткое обсуждение известного сна Чжуан-Цзы (“Сон о бабочке”), обращаясь при этом к рисунку Кацусика Хокусай “Китайский философ Соси, созерцающий бабочку”.

Ключевые слова
Сновидения, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти, Медард Босс, сон бабочки, Самюэль Беккет, Хокусай.

References

  • Angelus Silesius, (1949). Cherubinischer Wandersmann. In H.L. Held (Ed.), Sämtliche poetische Werke. München: Hilfsstelle.
  • Aristotelis, (1832). Opera Omnia. Volumes 6-7. Leipzig: Tauchnitz.
  • Beckett, S. (1986). All that Fall. The Complete Dramatic Works. London: Faber and Faber.
  • Boss, M. (1976). Indienfahrt eines Psychiaters. Bern: Huber.
  • Byung-Chul, H. (2002). Philosophie des Zen-Buddhismus. Stuttgart: Reclam.
  • Canetti, E. (1973). Die Provinz des Menschen. Aufzeichnungen 1942-1972. München: Hauser.
  • Dschuang, D. (1969). Das wahre Buch vom südlichen Blütenland. Düsseldorf: Eugen Friedrichs.
  • Freud, S. (1998a). Die Traumdeutung (GW II/ΙΙΙ). Frankfurt a. Main: Fischer.
  • Freud, S. (1998b). Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (GW XI). Frankfurt a. Main: Fischer.
  • Freud, S. (1998c). Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (GW XV). Frankfurt a. Main: Fischer.
  • Freud, S. (1982). Schriften zur Behandlungstechnik. Frankfurt a. Main: Fischer.
  • Georgiades, T. (1985). Nennen und Erklingen: Die Zeit als Logos. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht.
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983). Aus der Erfahrung des Denkens (GA 13). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1986). Seminare (GA 15). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Seferis, G. (1974). Dokimes. Athena: Ikaros.
  • Wittgenstein, L. (1994). Vermischte Bemerkungen. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.