Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3403


ПЕРЕВОРОТ ВЕРЫ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ ПО КЬЕРКЕГОРУ?

Название на языке публикации: ПЕРЕВОРОТ ВЕРЫ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ ПО КЬЕРКЕГОРУ?
Автор: Алексей Лызлов
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  109-121
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-109-121 PDF (Загрузок: 3305)

Аннотация
Одной из важнейших задач дазайн-аналитической работы является помощь человеку в том, чтобы он научился быть самим собой. Вопрос о том, как возможно найти себя, обрести “самое своё умение быть” – один из основных вопросов в Бытии и времени М. Хайдеггера. Однако Хайдеггер работает здесь не на пустом месте. До него этот вопрос ставится С. Кьеркегором – автором, которому М. Хайдеггер обязан очень многим, вплоть до понятия Dasein, прототипом которого служит кьеркегоровское Tilværelse. В данной статье мы рассматриваем то, как понимает С. Кьеркегор, что значит быть самим собой, раскрывая понимание С. Кьеркегором человека как Selv (слово, которое трудно переводимо на русский, в силу чего в статье мы оставляем его без перевода, аргументируя в пользу этого). Понимая в согласии с С. Кьеркегором Selv как “позитивное третье” в том синтезе противоположностей, каковым является человек, мы прослеживаем, как фиксация на одном из членов синтеза в ущерб другому ведёт к уходу от бытия самим собой. При этом рассматриваются такие пары противоположностей, как конечное и бесконечное, временное и вечное. Говоря далее об укоренённости принадлежащего самосознанию самоотношения в отношении к самому себе, осуществляемом в поступании, мы описываем три способа отказа от бытия самим собой (три способа отчаяния), раскрываемых С. Кьеркегором с точки зрения самосознания. Наконец, мы показываем, что, согласно Кьеркегору, не существует последовательного перехода от состояния отчуждённости от подлинного бытия самим собой, – состояния, которое является исходным для каждого человека, – к настоящему бытию собой; что переход от одного к другому предполагает, по выражению С. Кьеркегора, “прыжок”, связанный с обретением веры. Такой “прыжок” ведёт одновременно к изменению отношения к другому. Статья завершается проблематизацией того, возможен ли такой “прыжок”, и если да, то как, в психотерапии.

Ключевые слова
Дух, Selv, конечное, бесконечное, возможное, необходимое, фантазия, негативное, позитивное, вера, прыжок.

References

  • Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Mocow: Ad Marginem. (in Russian).
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Huntington, P.J. (1995). Heidegger’s Reading of Kierkegaard Revisited: From Ontological Abstraction to Ethical Concretion. In M.J. Matuštik, & M. Westphal (Eds.), Kierkegaard in Post/Modernity (43-65). Bloomington: Indiana University Press.
  • Kant, I. (1994). Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View]. In Kant I. Sobranie sochinenii v vos’mi tomakh. Tom 8 [Collected Works in 8 Volumes. Vol. 8] (137-376). Moscow: Choro. (in Russian).
  • K’erkegor, S. (2010). Bolezn’ k smerti [Sickness Unto Death]. In K’erkegor, S. Strakh i trepet [Fear and Trembling] (287-404). Moscow: The Cultural Revolution. (in Russian).
  • K’erkegor, S. (2016). Devyat’ besed 1843 goda [Nine Discourses, 1843]. Moscow. (in Russian).
  • Kierkegaard, S. (1847). Kjerlighedens Gjerninger. Retrived from http://sks.dk/SD/txt.xml.
  • Kierkegaard, S. (1849). Sygdom til Døden. Retrived from http://sks.dk/KG/txt.xml.
  • McCarthy, V. (2011). Martin Heidegger: Kierkegaard’s Influence Hidden and in Full View. In J. Stewart (Ed.), Kierkegaard and Existentialism. Kierkegaard Research: Sources, Reception and Resources (Vol. 9) (95-126). Burlington: Ashgate.
  • Mynster, J.P. (1830). Grundrids af den almindelige Psychologie. Kjøbenhavn: Gyldendal.
  • Rosenkranz, K. (1837). Psychologie oder die Wissenschaft vom subjectiven Geist. Königsberg: Gebrüder Bornträger.
  • Sibbern, F.C. (1828). Menneskets aandelige Natur og Væsen: et Udkast til en Psychologie. Kjøbenhavn: Fabritius de Tengnagel.