- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3403
ПЕРЕВОРОТ ВЕРЫ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ ПО КЬЕРКЕГОРУ?
Название на языке публикации: | ПЕРЕВОРОТ ВЕРЫ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ ПО КЬЕРКЕГОРУ? |
Автор: | Алексей Лызлов |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  109-121 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-109-121 | PDF (Загрузок: 3305) |
Аннотация
Одной из важнейших задач дазайн-аналитической работы является помощь человеку
в том, чтобы он научился быть самим собой. Вопрос о том, как возможно найти себя,
обрести “самое своё умение быть” – один из основных вопросов в Бытии и времени
М. Хайдеггера. Однако Хайдеггер работает здесь не на пустом месте. До него этот вопрос
ставится С. Кьеркегором – автором, которому М. Хайдеггер обязан очень многим, вплоть до
понятия Dasein, прототипом которого служит кьеркегоровское Tilværelse. В данной статье
мы рассматриваем то, как понимает С. Кьеркегор, что значит быть самим собой, раскрывая
понимание С. Кьеркегором человека как Selv (слово, которое трудно переводимо на русский,
в силу чего в статье мы оставляем его без перевода, аргументируя в пользу этого). Понимая в
согласии с С. Кьеркегором Selv как “позитивное третье” в том синтезе противоположностей,
каковым является человек, мы прослеживаем, как фиксация на одном из членов синтеза
в ущерб другому ведёт к уходу от бытия самим собой. При этом рассматриваются такие
пары противоположностей, как конечное и бесконечное, временное и вечное. Говоря далее
об укоренённости принадлежащего самосознанию самоотношения в отношении к самому
себе, осуществляемом в поступании, мы описываем три способа отказа от бытия самим
собой (три способа отчаяния), раскрываемых С. Кьеркегором с точки зрения самосознания.
Наконец, мы показываем, что, согласно Кьеркегору, не существует последовательного
перехода от состояния отчуждённости от подлинного бытия самим собой, – состояния,
которое является исходным для каждого человека, – к настоящему бытию собой; что переход
от одного к другому предполагает, по выражению С. Кьеркегора, “прыжок”, связанный
с обретением веры. Такой “прыжок” ведёт одновременно к изменению отношения к другому.
Статья завершается проблематизацией того, возможен ли такой “прыжок”, и если да, то как,
в психотерапии.
Ключевые слова
Дух, Selv, конечное, бесконечное, возможное, необходимое, фантазия, негативное, позитивное, вера, прыжок.
References
- Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Mocow: Ad Marginem. (in Russian).
- Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Huntington, P.J. (1995). Heidegger’s Reading of Kierkegaard Revisited: From Ontological Abstraction to Ethical Concretion. In M.J. Matuštik, & M. Westphal (Eds.), Kierkegaard in Post/Modernity (43-65). Bloomington: Indiana University Press.
- Kant, I. (1994). Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View]. In Kant I. Sobranie sochinenii v vos’mi tomakh. Tom 8 [Collected Works in 8 Volumes. Vol. 8] (137-376). Moscow: Choro. (in Russian).
- K’erkegor, S. (2010). Bolezn’ k smerti [Sickness Unto Death]. In K’erkegor, S. Strakh i trepet [Fear and Trembling] (287-404). Moscow: The Cultural Revolution. (in Russian).
- K’erkegor, S. (2016). Devyat’ besed 1843 goda [Nine Discourses, 1843]. Moscow. (in Russian).
- Kierkegaard, S. (1847). Kjerlighedens Gjerninger. Retrived from http://sks.dk/SD/txt.xml.
- Kierkegaard, S. (1849). Sygdom til Døden. Retrived from http://sks.dk/KG/txt.xml.
- McCarthy, V. (2011). Martin Heidegger: Kierkegaard’s Influence Hidden and in Full View. In J. Stewart (Ed.), Kierkegaard and Existentialism. Kierkegaard Research: Sources, Reception and Resources (Vol. 9) (95-126). Burlington: Ashgate.
- Mynster, J.P. (1830). Grundrids af den almindelige Psychologie. Kjøbenhavn: Gyldendal.
- Rosenkranz, K. (1837). Psychologie oder die Wissenschaft vom subjectiven Geist. Königsberg: Gebrüder Bornträger.
- Sibbern, F.C. (1828). Menneskets aandelige Natur og Væsen: et Udkast til en Psychologie. Kjøbenhavn: Fabritius de Tengnagel.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: