Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3246


ПСИХОТЕРАПИЯ В РАМКАХ ОНТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗЛИЧИЯ.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕМИЧЕСКИХ ТЕЗИСОВ К ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛИСЫ ХОЛЬЦХЕЙ-КУНЦ

Название на языке публикации: ПСИХОТЕРАПИЯ В РАМКАХ ОНТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗЛИЧИЯ.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕМИЧЕСКИХ ТЕЗИСОВ К ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛИСЫ ХОЛЬЦХЕЙ-КУНЦ
Автор: Татьяна Щитцова
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  74-88
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-74-88 PDF (Загрузок: 4358)

Аннотация
Статья посвящена критическому обсуждению дазайн-аналитической концепции швейцарского психотерапевта Алисы Хольцхей-Кунц. Автор сосредоточивается на выявлении внутренней противоречивости подхода Хольцхей-Кунц и одновременно – на демонстрации продуктивного (эвристического) характера этой противоречивости. Основной тезис статьи состоит в том, что ключевая концептуальная новация швейцарской учёной (обоснование возникновения психических нарушений онтико-онтологическим характером понимания) позволяет проблематизировать принципиальную теоретическую рамку её версии дазайн-анализа, а именно – хайдеггеровское положение об онтико-онтологическом различии. Такого рода проблематизация происходит в силу выявления в опыте пациента фундаментальной конфликтности между онтическим и онтологическим измерениями, а точнее – между открытостью онтологическим истинам о самом себе и погруженностью в онтическое измерение повседневной жизни. Решающей заслугой Хольцхей-Кунц автор считает выявление экзистенциалов (экзистенциальных априори) в качестве реального опыта психотерапевтических пациентов. Швейцарская учёная называет такого рода посюсторонний онтологический опыт чуткостью (Hellhörigkeit) и трактует её как эмпирическую почву для вызревания различных форм душеного страдания. Автор утверждает, что феномен чуткости не может быть однозначно отнесен ни к онтологическому, ни к онтическому измерению и как таковой ставит под вопрос теоретическую ясность онтико-онтологического различия в хайдеггеровской экзистенциальной аналитике Dasein. В опыте чуткости решающее обстоятельство, противоречащее логике хайдеггеровской концепции, состоит в том, что открытие онтологической истины происходит не в силу собственного акта Dasein. Чуткость предполагает аффицируемость, пассивную задетость, уязвимость в отношении к тому, чему оказываешься выставлен против собственной воли. В системе координат Бытия и времени чуткость выступает поэтому как “онтопатология” – несоответствующее бытийное устройство – и самим этим несоответствием открывает место вопросу об иной онтологии человеческого существования. Автор приходит к выводу, что психотерапевтическая интерпретация принципа онтико-онтологического различия у Хольцхей-Кунц обнаруживает необходимость критического переосмысления того, в какой мере предполагаемая этим принципом теоретическая рамка валидна и перспективна (продуктивна) в плане философского обоснования психотерапии.

Ключевые слова
Oнтико-онтологическое различие, волюнтативно-активистская трактовка Dasein, брошенность, ужас, душевное страдание, чуткость.

References

  • Borisov, Е. (1998). Fenomenologicheskii metod M. Khaideggera [Phenomenological Method of M. Heidegger]. In Khaidegger, М. Prolegomeni k istorii ponyatiya vremeni [Prolegomena to the History of the Concept of Time] (345-375). Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Binswanger, L. (1942). Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins. Zürich: Max Niehans. Boss, M. (1971). Grundriß der Medizin. Bern: H. Huber.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad marginem. (in Russian).
  • Khol’tskhei-Kunts, A. (2016). Stradanie iz-za sobstvennogo bytiya: Dazain-analiz i zadacha germenevtiki psikhopatologicheskikh fenomenov [Suffering from Our Own Being: Daseinsanalysis and the Task of a Hermeneutics of Psychopathological Phenomena]. Vilnius: Logvinov. (in Russian).
  • Levinas, E. (1998). Vremya i Drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka [Time and the Other. Humanism of the Other]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
  • Shchittsova, T. (2006). Memento nasci. Soobshchestvo i generativnyi opyt [Community and Generativity]. Vilnius: EHU. (in Russian).