- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3246
ПСИХОТЕРАПИЯ В РАМКАХ ОНТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗЛИЧИЯ.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕМИЧЕСКИХ ТЕЗИСОВ К ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛИСЫ ХОЛЬЦХЕЙ-КУНЦ
Название на языке публикации: |
ПСИХОТЕРАПИЯ В РАМКАХ ОНТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗЛИЧИЯ. НЕСКОЛЬКО ПОЛЕМИЧЕСКИХ ТЕЗИСОВ К ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛИСЫ ХОЛЬЦХЕЙ-КУНЦ |
Автор: | Татьяна Щитцова |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  74-88 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-74-88 | PDF (Загрузок: 4358) |
Аннотация
Статья посвящена критическому обсуждению дазайн-аналитической концепции швейцарского
психотерапевта Алисы Хольцхей-Кунц. Автор сосредоточивается на выявлении
внутренней противоречивости подхода Хольцхей-Кунц и одновременно – на
демонстрации продуктивного (эвристического) характера этой противоречивости. Основной
тезис статьи состоит в том, что ключевая концептуальная новация швейцарской учёной
(обоснование возникновения психических нарушений онтико-онтологическим характером
понимания) позволяет проблематизировать принципиальную теоретическую рамку её
версии дазайн-анализа, а именно – хайдеггеровское положение об онтико-онтологическом
различии. Такого рода проблематизация происходит в силу выявления в опыте пациента
фундаментальной конфликтности между онтическим и онтологическим измерениями,
а точнее – между открытостью онтологическим истинам о самом себе и погруженностью
в онтическое измерение повседневной жизни. Решающей заслугой Хольцхей-Кунц автор
считает выявление экзистенциалов (экзистенциальных априори) в качестве реального опыта
психотерапевтических пациентов. Швейцарская учёная называет такого рода посюсторонний
онтологический опыт чуткостью (Hellhörigkeit) и трактует её как эмпирическую почву для
вызревания различных форм душеного страдания. Автор утверждает, что феномен чуткости
не может быть однозначно отнесен ни к онтологическому, ни к онтическому измерению
и как таковой ставит под вопрос теоретическую ясность онтико-онтологического различия
в хайдеггеровской экзистенциальной аналитике Dasein. В опыте чуткости решающее
обстоятельство, противоречащее логике хайдеггеровской концепции, состоит в том, что
открытие онтологической истины происходит не в силу собственного акта Dasein. Чуткость
предполагает аффицируемость, пассивную задетость, уязвимость в отношении к тому, чему
оказываешься выставлен против собственной воли. В системе координат Бытия и времени
чуткость выступает поэтому как “онтопатология” – несоответствующее бытийное
устройство – и самим этим несоответствием открывает место вопросу об иной онтологии
человеческого существования. Автор приходит к выводу, что психотерапевтическая
интерпретация принципа онтико-онтологического различия у Хольцхей-Кунц обнаруживает
необходимость критического переосмысления того, в какой мере предполагаемая этим
принципом теоретическая рамка валидна и перспективна (продуктивна) в плане
философского обоснования психотерапии.
Ключевые слова
Oнтико-онтологическое различие, волюнтативно-активистская трактовка Dasein, брошенность, ужас, душевное страдание, чуткость.
References
- Borisov, Е. (1998). Fenomenologicheskii metod M. Khaideggera [Phenomenological Method of M. Heidegger]. In Khaidegger, М. Prolegomeni k istorii ponyatiya vremeni [Prolegomena to the History of the Concept of Time] (345-375). Tomsk: Vodolei. (in Russian).
- Binswanger, L. (1942). Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins. Zürich: Max Niehans. Boss, M. (1971). Grundriß der Medizin. Bern: H. Huber.
- Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad marginem. (in Russian).
- Khol’tskhei-Kunts, A. (2016). Stradanie iz-za sobstvennogo bytiya: Dazain-analiz i zadacha germenevtiki psikhopatologicheskikh fenomenov [Suffering from Our Own Being: Daseinsanalysis and the Task of a Hermeneutics of Psychopathological Phenomena]. Vilnius: Logvinov. (in Russian).
- Levinas, E. (1998). Vremya i Drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka [Time and the Other. Humanism of the Other]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Shchittsova, T. (2006). Memento nasci. Soobshchestvo i generativnyi opyt [Community and Generativity]. Vilnius: EHU. (in Russian).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: