- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4345
ДАЗАЙН-АНАЛИЗ: ПРОПЕДЕВТИКА К ДИСКУРСУ
Название на языке публикации: | ДАЗАЙН-АНАЛИЗ: ПРОПЕДЕВТИКА К ДИСКУРСУ |
Автор: | Ирина Казакова |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  15-45 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-15-45 | PDF (Загрузок: 3870) |
Аннотация
Данная статья носит пропедевтический характер и имеет своей основной задачей введение
психотерапевтического дазайн-аналитического дискурса в русскоязычное пространство.
Несмотря на то, что данный подход уже был мозаично представлен в ряде переводов
и статей, тем не менее, отсутствие единого предметного дискуссионного поля, разночтения
и искажения в терминологии требуют специальной пропедевтической работы. В статье
кратко представлена история дазайн-анализа в лице Людвига Бинсвангера и Медарда Босса,
особым образом акцентировано психоаналитическое происхождение дазайн-анализа,
который складывался внутри общего аналитического дискурса, но со значительным выходом
за его пределы через обращение к онтологии Хайдеггера и разрабатываемой им дазайн-
аналитике. Такое маргинальное положение дазайн-анализа обусловливает специфику
аналитического процесса и разработки основных терапевтических вопросов, специфику
разработки психопатологических вопросов и рефлексии оснований аналитического праксиса.
В статье также подробно рассмотрен феноменологический метод с точки зрения того, как он
может быть реализован в аналитико-терапевтической практике. Данный вопрос разбирается
на примере учебной ситуации, взятой из фильма “Тайная жизнь Антуана Ватто”, в которой
профессор учит студентку “видеть” полотно художника и то, что на нем изображено. Такой
процесс, очень схожий с процедурой сократовской майевтики, помогает обнаружить ту
специфическую установку при феноменологическом исследовании, которую Хайдеггер
называет Gelassenheit. Для понимания этой установки мы также обращаемся к фрагменту
из Бытия и времени и анализу той специфической глагольной конструкции медиального
пассивного залога в связке со смысловым глаголом “видеть” (ἀποφαίνεσθαι), которая утеряна
современными языками, но которая помогает обнаружить истинный смысл ключевой
установки феноменологического метода.
Ключевые слова
Дазайн, дазайн-анализ, терапевтический дазайн-анализ, психиатрический дазайн-анализ, Хайдеггер, Фрейд, Босс, Бинсвангер, феноменологический метод,
Gelassenheit.
References
- Binswanger, L. (1944a). Fall Ellen West. Eine anthropologisch-klinische Studie. Schweizer Archiv für Neurologie und Psychiatrie, 53, 256-277.
- Binswanger, L. (1944b). Fall Ellen West. Eine anthropologisch-klinische Studie (Fortsetzung aus Band 53). Schweizer Archiv für Neurologie und Psychiatrie, 53, 69-117.
- Binswanger, L. (1944c). Fall Ellen West. Eine anthropologisch-klinische Studie (Fortsetzung aus Band 53). Schweizer Archiv für Neurologie und Psychiatrie, 54, 330-360.
- Binswanger, L. (1945). Fall Ellen West. Eine anthropologisch-klinische Studie (Fortsetzung aus Bd. 54). Schweizer Archiv für Neurologie und Psychiatrie, 55, 16-40.
- Binswanger, L. (1960). Daseinsanalyse und Psychotherapie. Psychotherapy and Psychosomatics, 8 (4), 251-260.
- Binsvanger, L. (2014). Ekzistentsial’nyi analiz [Existential Analysis]. Moscow: Institute for Humanities Research. (in Russian).
- Blankenburg, V. (2004). Ekzistentsial’nyi analiz [Existential Analysis]. In Entsiklopediya glubinnoi psikhologii. Tom 4. Karl Gustav Yung i Al’fred Adler [The Encyclopedia of Depth Psychology. Volume 4. Carl Gustav Jung and Alfred Adler]. Moscow: Cogito-center, MGM. (in Russian).
- Condrau, G., & Hicklin, A. (1984). Editorial. Daseinsanalyse, 1, 1-5.
- Condrau, G. (1985). Philosophische und anthropologische Grundlagen der Daseinsanalyse. Daseinsanalyse, 2, 189-296.
- Condrau, G. (2000). Anmerkungen zur Geschichte der Daseinsanalyse. Daseinsanalyse, 16, 4-32.
- Fetter, K. (2015). Chto takoe fenomenologiya? [What is Phenomenology?]. Teoriya i praktika psikhoterapii [Theory and Practice of Psychotherapy], 5(9), 2-10. (in Russian).
- Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1983). Zur Erörterung der Gelassenheit. Aus einem Feldweggespräch über das Denken. Aus der Erfahrung des Denkens (1910-1976) (GA 13). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Holzhey-Kunz, A. (2013). Die Zollikoner Seminare von Martin Heidegger und Medard Boss 1959-1969. Forumsvortrag vom 7. Februar 2013. Bulletin von GAD und DaS (Gesellschaft für hermeneutische Anthropologie und Daseinsanalyse. Daseinsanalytisches Seminar), 2, 16-36.
- Khaidegger, M. (1992). Tsollikonerovskie seminary [Zollikon Seminars]. Logos, 3, 82–97. (in Russian).
- Khaideger, M. (2003). Bytie i vremya [Being and Time]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2012). Tsollikonovskie seminary [Zollikon Seminars]. Vilnius: EGU. (in Russian).
- Nikiforov, O.V. (2005). Filosofskii i psikhoterapevticheskii Dasein-analiz [The Philosophical and Psychotherapeutic Daseisanalysis]. Moscow: Science Digital Library PORTALUS.RU. Retrieved from http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1108386616&archive=0216&start_from=&ucat=& . (in Russian).
- Paulat, U. (2001). Medard Boss und die Daseinsanalyse – ein Dialog zwischen Medizin und Philosophie im 20. Jahrhundert. Marburg: Tectum.
- Remarque, E.M. (1962). Die Nacht von Lissabon. Retrieved from http://royallib.com/read/Remarque_Erich_Maria/Die_Nacht_von_Lissabon.html#0
- Remarque, E.M. (1987). Im Westen nichts Neues. Retrieved from http://royallib.com/read/Remarque_Erich/Im_Westen_nichts_Neues.html#0"
- Rovaletti, M. L. (2000). The Phenomenological Perspective in the Clinic: From Symptom to Phenomena. Comprendre, 10, 109-123.
- Virsh, Ya. (2015). Shizofrenicheskaya persona. Issledovaniya kliniki, psikhologii, sposoba Dasein’a [The Person of Schizophrenic: Studies in the Field of Clinic, Psychology, Mode of Dasein]. Moscow: Grifon. (in Russian).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: