Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3422


ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ И ПОЭТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ: КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА МАРКА РИШИРА.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ МАРКА РИШИРА
«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА»

Название на языке публикации: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ И ПОЭТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ: КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА МАРКА РИШИРА.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ МАРКА РИШИРА
«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА»
Автор: Роман Соколов
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  272-280
Язык: Русский
Тип публикации: Предисловие к переводу
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-272-280 PDF (Загрузок: 3420)

Аннотация
Данная публикация представляет собой перевод на русский язык статьи Марка Ришира Феноменология поэтического элемента, сопровождаемый предисловием переводчика. В своей статье Ришир выявляет «поэтический элемент» феноменального опыта как его фундаментальное условие, опираясь при этом как на традицию и методы трансцендентальной феноменологии, так и на эмпирические исследования психоанализа. Ришир наделяет конкретным эмпирическим наполнением заимствованный им у Гуссерля концепт перцептивной фантазии, обращаясь к теории «переходного объекта» Д.В. Винникотта, а затем экстраполирует полученные результаты на опыт создания и восприятия «поэтического» произведения (понимая последнее в широком, аристотелевском, смысле). Перцептивную фантазию в феноменологии Ришира следует отделять от «чистой фантазии»: последняя представляет собой «минимальный уровень схематического самовосприятия». Она существует уже в качестве «зачатков смысла», которые имеют место в пассивном синтезе, во «внеязыковом мирном схематизме». Чистая фантазия становится перцептивной фантазией именно тогда, когда происходит переворачивание (revirement) «зачатка смысла» в «смысл зачатка», благодаря некой фантазийной смене точки зрения. Этот процесс подразумевает формирование особого «поля игры» (Винникотт), или пространства трансцендентальной интерфактичности, в котором устанавливается некий первоначальный (доинтенциональный) тип отношений между двумя эго: младенцем и матерью, зрителем и актёром. В этом отношении перцептивная фантазия «воспринимает» в фантазии не какой-то объект, а другую перцептивную фантазию, принадлежащую другому. Благодаря этому, формируется локус первичной коммуникации: пространство трансцендентальной интерфактичности, которое, будучи «воспроизведено интенционально», становится затем пространством интерсубъективности. Относясь к некой фантазийно- аффективной сфере, перцептивная фантазия (или «поэтический элемент») обладает некоторой «феноменологической избыточностью» по сравнению с логическим понятием. Поэтому здесь можно говорить об особом типе познания реальности, выходящем за рамки её объективистско-логической экспликации.

Ключевые слова
Трансцендентальная феноменология, перцептивная фантазия, поэтический элемент, трансцендентальная интерфактичность, переходное поле, трансцендентальное лоно, феномен языковой способности, бесформенное, фантазия-аффектация, опыт возвышенного.

References

  • Forestier, F. (2014). La phénomenologie génétique de Marc Richir. New York, NY: Springer.
  • Richir, M. (1987). Phénomènes, temps et êtres I - Ontologie et phénoménologie. Grenoble: Jérôme Millon.
  • Richir, M. (1988). Phénoménologie et institution symbolique. Grenoble: Jérôme Millon.
  • Vinnikott, D. (2008). Igra i real’nost’ [Game and Reality]. Moscow: Institute for Humanities Research Publ. (in Russian).