Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3542


МОРИЦ ГАЙГЕР
К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ

Название на языке публикации: МОРИЦ ГАЙГЕР
К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ
Перевод с немецкого: Олеся Бессмельцева
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  258-271
Язык: Русский
Тип публикации: Перевод
Перевод выполнен по изданию: Geiger, M. (1913). Beiträge zur Phänomenologie des ästhetischen Genusses. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 1, 567-684.
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-258-271 PDF (Загрузок: 3609)

Аннотация
Приведённый ниже фрагмент статьи знакомит с эстетическими исследованиями немецкого философа первой половины XX в. М. Гайгера, положившими начало феноменологической эстетике. Являясь учеником многих ярких представителей психологической эстетики (Вундт, Липс), Гайгер, с одной стороны, симпатизирует психологическому подходу, открывшему философской эстетике путь из области спекуляций в сферу эмпирического опыта. С другой стороны, Гайгер тесно связан с феноменологией и Гуссерлем и с 1907 входит в круг мюнхенской феноменологической школы. Гайгер обнаруживает в феноменологическом подходе возможность сместить фокус от переживающего субъекта к эстетическому объекту и настаивает на допустимости и необходимости говорить об объективных эстетических характеристиках произведения искусства. Такого рода эстетическими ценностями должен обладать объект эстетического наслаждения, и в представляемом фрагменте Гайгер исследует прежде всего феноменологическую природу эстетического наслаждения. Здесь Гайгер отталкивается от кантовских рассуждений об особенностях эстетического чувства и рассматривает эстетическое наслаждение в его отношении к интересу и воле субъекта. Сопровождающее фрагмент предисловие даёт представление об общей структуре статьи, предполагающей пошаговое сужение поля исследования от определения феноменологических рамок наслаждения вообще к анализу непосредственно эстетического наслаждения и его связи с теорией ценности и психологической феноменологией. Таким образом, главными особенностями феноменологического метода Гайгера можно считать тщательность в анализе избранной феноменологической сферы, стремление обойтись без схематизаций и упрощений. Отсюда особый языковой стиль Гайгера и его тонкое чувство языка, благодаря которому становится возможным выделение мельчайших нюансов наслаждения.

Ключевые слова
Феноменологическая эстетика, психологизм, эстетическое наслаждение, воля, интерес, Кант, Шопенгауэр.

References

  • Basch, V. (1896). Essai critique de l´esthétique de Kant. Paris: Alcan.
  • Cohn, B. J. (1901). Allgemeine Ästhetik. Leipzig: Wilhelm Engelmann.
  • Kant, I. (1913). Kritik der Urteilskraft (Akademieausgabe). Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1966). Kritika sposobnosti suzhdeniya. [Critique of Judgement]. Moscow: Mysl´. (in Russian).
  • Nietzsche, F. (1921). Zur Genealogie der Moral. Stuttgart: Alfred Kröner.
  • Nitsshe, F. (1990). Genealogiya morali. [On the Genealogy of Morality]. Moscow: Mysl´. (in Russian).
  • Nitsshe, F. (1990). Tak govoril Zaratustra. [Thus spoke Zarathustra]. Moscow: Mysl´. (in Russian).
  • Ritook, E. (1910). Zur Analyse der ästhetischen Wirkung auf Grund der Methode der Zeitvariation. In Zeitschrift für Ästhetik 5 (356-407, 512-544). Stuttgart: F. Enke.
  • Schopenhauer, A. (1873). Die Welt als Wille und Vorstellung. Leipzig: Brockhaus.
  • Shopengauer, A. (1992). Mir kak volya i predstavlenie. [The World as Will and Representation]. Moscow: Moscow club. (in Russian).