- 29 Июнь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3542
МОРИЦ ГАЙГЕР
К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ
Название на языке публикации: |
МОРИЦ ГАЙГЕР К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ |
Перевод с немецкого: | Олеся Бессмельцева |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №1 (2016),  258-271 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Перевод |
Перевод выполнен по изданию: | Geiger, M. (1913). Beiträge zur Phänomenologie des ästhetischen Genusses. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 1, 567-684. |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-258-271 | PDF (Загрузок: 3609) |
Аннотация
Приведённый ниже фрагмент статьи знакомит с эстетическими исследованиями немецкого философа первой половины XX в. М. Гайгера, положившими начало феноменологической
эстетике. Являясь учеником многих ярких представителей психологической эстетики (Вундт, Липс), Гайгер, с одной стороны, симпатизирует психологическому подходу, открывшему
философской эстетике путь из области спекуляций в сферу эмпирического опыта. С другой стороны, Гайгер тесно связан с феноменологией и Гуссерлем и с 1907 входит в круг мюнхенской
феноменологической школы. Гайгер обнаруживает в феноменологическом подходе возможность сместить фокус от переживающего субъекта к эстетическому объекту и настаивает на
допустимости и необходимости говорить об объективных эстетических характеристиках произведения искусства. Такого рода эстетическими ценностями должен обладать объект
эстетического наслаждения, и в представляемом фрагменте Гайгер исследует прежде всего феноменологическую природу эстетического наслаждения. Здесь Гайгер отталкивается от
кантовских рассуждений об особенностях эстетического чувства и рассматривает эстетическое наслаждение в его отношении к интересу и воле субъекта. Сопровождающее фрагмент
предисловие даёт представление об общей структуре статьи, предполагающей пошаговое сужение поля исследования от определения феноменологических рамок наслаждения вообще к анализу
непосредственно эстетического наслаждения и его связи с теорией ценности и психологической феноменологией. Таким образом, главными особенностями феноменологического метода Гайгера
можно считать тщательность в анализе избранной феноменологической сферы, стремление обойтись без схематизаций и упрощений. Отсюда особый языковой стиль Гайгера и его тонкое
чувство языка, благодаря которому становится возможным выделение мельчайших нюансов наслаждения.
Ключевые слова
Феноменологическая эстетика, психологизм, эстетическое наслаждение, воля, интерес, Кант, Шопенгауэр.
References
- Basch, V. (1896). Essai critique de l´esthétique de Kant. Paris: Alcan.
- Cohn, B. J. (1901). Allgemeine Ästhetik. Leipzig: Wilhelm Engelmann.
- Kant, I. (1913). Kritik der Urteilskraft (Akademieausgabe). Berlin: Reimer.
- Kant, I. (1966). Kritika sposobnosti suzhdeniya. [Critique of Judgement]. Moscow: Mysl´. (in Russian).
- Nietzsche, F. (1921). Zur Genealogie der Moral. Stuttgart: Alfred Kröner.
- Nitsshe, F. (1990). Genealogiya morali. [On the Genealogy of Morality]. Moscow: Mysl´. (in Russian).
- Nitsshe, F. (1990). Tak govoril Zaratustra. [Thus spoke Zarathustra]. Moscow: Mysl´. (in Russian).
- Ritook, E. (1910). Zur Analyse der ästhetischen Wirkung auf Grund der Methode der Zeitvariation. In Zeitschrift für Ästhetik 5 (356-407, 512-544). Stuttgart: F. Enke.
- Schopenhauer, A. (1873). Die Welt als Wille und Vorstellung. Leipzig: Brockhaus.
- Shopengauer, A. (1992). Mir kak volya i predstavlenie. [The World as Will and Representation]. Moscow: Moscow club. (in Russian).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: