- 29 Июнь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2670
КОНЕЦ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ПАТОЧКИ
Название на языке публикации: | THE END OF ART AND PATOČKA’S PHILOSOPHY OF ART |
Автор: | Ян Йосль |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №1 (2016),  232-246 |
Язык: | Английский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-232-246 | PDF (Загрузок: 3715) |
Аннотация
Автор рассматривает тезис о конце искусства в его метафизическом и эмпирическом вариантах. В основе концепции искусства, связанной с обоими вариантами, лежит корреспондентная теория
истины. В противовес этим тезисам автор рассматривает концепцию истории искусства Паточки. Его теория также основывается на отношении между искусством и истиной, однако истину он
понимает в феноменологическом смысле явленности. Затем автор пытается показать следствия концепции Паточки с точки зрения истории искусства. В первой части автор рассматривает
критику Паточки гегелевской эстетики как системы, основанной на корреспондентной теории истины. В частности, автор проясняет критику некоторых внутренних апорий эстетики Гегеля,
а также неудачу всей системы Гегеля, в особенности в отношении смысла искусства. Приводятся аргументы, согласно которым философия Артура Данто сталкивается с теми же проблемами,
что и система Гегеля. Во второй части обсуждается анализ Паточки современного искусства и эстетической установки, а также обнаруженная им скрытая взаимосвязь между искусством
и алетейей, не замеченная Гегелем. Последняя часть статьи выявляет следствия алетической концепции истины искусства для истории искусства. При такой концепции истины искусство
представляет собой независимое поле явленности бытия в истории, наряду с философией. Более того, современное искусство не означает конца искусства; скорее, оно занимает присущее ему
место в истории искусства, основываясь на алетейе — ведь это искусство сосредотачивается, скорее, на самой явленности, чем на том, что именно является. Таким образом, в отличие от
Гегеля и Данто, Паточка сохраняет исторический смысл современного искусства. Его концепция истории искусства, основанная на алетейе, обладает большим объяснительным потенциалом,
нежели концепции Гегеля и Данто.
Ключевые слова
Феноменология, эстетика, Ян Паточка, истина, Гегель, Данто, история искусства.
References
- Biemel, W. (1985). Bemerkungen zu Jan Patočkas Deutung der Kunst. Phanomenologishe Forschungen: Studien zur Philosophie von Jan Patočka, 17, 32–52.
- Blahutková, D., & Ševčík, M. (2014). Patočkovy interpretace literatury [Patočka’s Interpretations of Literature]. Červený Kostelec: Pavel Mervart. (in Czech).
- Chvatík, I., & Vojtěch, D. (2004). Ediční komentář [Editorial note]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (367–428). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Chvatík, K. (1990). Filosofie umění Jana Patočky [Jan Patočka’s Philosophy of Art]. Proměny, 27 (4), 28–33. (in Czech).
- Danto, A. C. (1984). The End of Art. The Philosophical Disenfranchisement of Art (81–116). New York, NY: Columbia University Press.
- Hegel, G. F. W. (1975a). Aesthetics: Lectures on Fine Art: Vol. I. Oxford: Oxford University Press.
- Hegel, G. F. W. (1975b). Aesthetics: Lectures on Fine Art: Vol. II. Oxford: Oxford University Press
- Heidegger, M. (1998). Plato’s Doctrine of Truth. In W. McNeill (Ed.), Pathmarks. Cambridge: Cambridge University Press.
- Legros, R. (1992). Patočka et Hegel. In M. Richir, & E. Tassin (Eds.), Jan Patočka: Philosophie, phénomenologie, politique (45–53). Grenoble: Millon.
- Major, L. (1967). Sebeuvědomění a čas: K Patočkově interpretaci Hegelovy estetiky [Self-awarness and Time: Notes on Patočka’s Interpretations of Hegel’s Aesthetics]. Filosofický časopis, 15, 625–635. (in Czech).
- Patočka, J. (1968). Husserlova fenomenologická filosofie a “Karteziánské meditace” [Husserl’s Phenomenological Philosophy and “Cartesian Meditations”]. In E. Husserl, Karteziánské meditace [Cartesian Meditations] (161-190). Prague: Svoboda. (in Czech).
- Patočka, J. (1996). Does History Have a Meaning? In J. Dodd (Ed.), Heretical Essays in the Philosophy of History. Chicago, IL: Open Court.
- Patočka, J. (1999). Evropa a doba poevropská [Europe and Post-Europe]. In Péče o duši II [Care for the Soul]. Sebrané spisy [Collected Works]: Vol. II. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2004a). Hegelův filosofický a estetický vývoj [Hegel’s Philosophical and Aesthetic Development]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (227–302) Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2004b). K vývoji Hegelových estetických názorů [On the Development of Hegel’s Aesthetic Views]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (216–226). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2004c). Poznámky k polyperspektivě u Picassa [Some Remarks on Polypercpectivity in Picasso]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. II (30–34). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2004d). Smysl mýtu o paktu s ďáblem [The Meaning of Myth about Pact with the Devil]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (510–525). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2004e). Učení o minulém rázu umění [Hegel’s Conception of Art as a Thing of the Past]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (319–347). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2004f). Úvahy nad Readovou knihou o sochařství [An Essay on Read’s Book on Sculpture]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (441–453). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2006). Spisovatel a jeho věc [Writer and his Thing]. In Češi [Czechs]: Vol I (280–292). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2009). “Přirozený svět” v meditaci svého autora po třiatřiceti letech [“The Natural World” Reconsidered thirty-three Years Later]. In Fenomenologické spisy II (265-334). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
- Patočka, J. (2015). Art and Time. Estetika: The Central European Journal of Aesthetics, 52(1), 99-113.
- Ševčík, M. (2014) Umění jako vyjádření smyslu: Filozofie umění Jana Patočky [Art as an Expression of Sense: Jan Patočka’s Philosophy of Art]. Červený Kostelec: Pavel Mervart. (in Czech).
- Ševčík, M. (2015). Patočka’s Interpretations of Hegel’s Thesis on the Past Character of Art. Estetika: The Central European Journal of Aesthetics, 52(1), 78–113.
- Šrubař, I. (1987). Zur Stellung der Kunst in Patočkas Philosophie. In J. Patočka, Kunst und Zeit (31-48). Stuttgart: Klett Cotta.
- Zuska, V. (2002). Mimésis — fikce — distance: k estetice XX. století [Mimésis — Fiction — Distance: to the Aesthetics of the XXth Century]. Prague: Triton.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: