Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2670


КОНЕЦ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ПАТОЧКИ

Название на языке публикации: THE END OF ART AND PATOČKA’S PHILOSOPHY OF ART
Автор: Ян Йосль
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  232-246
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-232-246 PDF (Загрузок: 3715)

Аннотация
Автор рассматривает тезис о конце искусства в его метафизическом и эмпирическом вариантах. В основе концепции искусства, связанной с обоими вариантами, лежит корреспондентная теория истины. В противовес этим тезисам автор рассматривает концепцию истории искусства Паточки. Его теория также основывается на отношении между искусством и истиной, однако истину он понимает в феноменологическом смысле явленности. Затем автор пытается показать следствия концепции Паточки с точки зрения истории искусства. В первой части автор рассматривает критику Паточки гегелевской эстетики как системы, основанной на корреспондентной теории истины. В частности, автор проясняет критику некоторых внутренних апорий эстетики Гегеля, а также неудачу всей системы Гегеля, в особенности в отношении смысла искусства. Приводятся аргументы, согласно которым философия Артура Данто сталкивается с теми же проблемами, что и система Гегеля. Во второй части обсуждается анализ Паточки современного искусства и эстетической установки, а также обнаруженная им скрытая взаимосвязь между искусством и алетейей, не замеченная Гегелем. Последняя часть статьи выявляет следствия алетической концепции истины искусства для истории искусства. При такой концепции истины искусство представляет собой независимое поле явленности бытия в истории, наряду с философией. Более того, современное искусство не означает конца искусства; скорее, оно занимает присущее ему место в истории искусства, основываясь на алетейе — ведь это искусство сосредотачивается, скорее, на самой явленности, чем на том, что именно является. Таким образом, в отличие от Гегеля и Данто, Паточка сохраняет исторический смысл современного искусства. Его концепция истории искусства, основанная на алетейе, обладает большим объяснительным потенциалом, нежели концепции Гегеля и Данто.

Ключевые слова
Феноменология, эстетика, Ян Паточка, истина, Гегель, Данто, история искусства.

References

  • Biemel, W. (1985). Bemerkungen zu Jan Patočkas Deutung der Kunst. Phanomenologishe Forschungen: Studien zur Philosophie von Jan Patočka, 17, 32–52.
  • Blahutková, D., & Ševčík, M. (2014). Patočkovy interpretace literatury [Patočka’s Interpretations of Literature]. Červený Kostelec: Pavel Mervart. (in Czech).
  • Chvatík, I., & Vojtěch, D. (2004). Ediční komentář [Editorial note]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (367–428). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Chvatík, K. (1990). Filosofie umění Jana Patočky [Jan Patočka’s Philosophy of Art]. Proměny, 27 (4), 28–33. (in Czech).
  • Danto, A. C. (1984). The End of Art. The Philosophical Disenfranchisement of Art (81–116). New York, NY: Columbia University Press.
  • Hegel, G. F. W. (1975a). Aesthetics: Lectures on Fine Art: Vol. I. Oxford: Oxford University Press.
  • Hegel, G. F. W. (1975b). Aesthetics: Lectures on Fine Art: Vol. II. Oxford: Oxford University Press
  • Heidegger, M. (1998). Plato’s Doctrine of Truth. In W. McNeill (Ed.), Pathmarks. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Legros, R. (1992). Patočka et Hegel. In M. Richir, & E. Tassin (Eds.), Jan Patočka: Philosophie, phénomenologie, politique (45–53). Grenoble: Millon.
  • Major, L. (1967). Sebeuvědomění a čas: K Patočkově interpretaci Hegelovy estetiky [Self-awarness and Time: Notes on Patočka’s Interpretations of Hegel’s Aesthetics]. Filosofický časopis, 15, 625–635. (in Czech).
  • Patočka, J. (1968). Husserlova fenomenologická filosofie a “Karteziánské meditace” [Husserl’s Phenomenological Philosophy and “Cartesian Meditations”]. In E. Husserl, Karteziánské meditace [Cartesian Meditations] (161-190). Prague: Svoboda. (in Czech).
  • Patočka, J. (1996). Does History Have a Meaning? In J. Dodd (Ed.), Heretical Essays in the Philosophy of History. Chicago, IL: Open Court.
  • Patočka, J. (1999). Evropa a doba poevropská [Europe and Post-Europe]. In Péče o duši II [Care for the Soul]. Sebrané spisy [Collected Works]: Vol. II. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004a). Hegelův filosofický a estetický vývoj [Hegel’s Philosophical and Aesthetic Development]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (227–302) Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004b). K vývoji Hegelových estetických názorů [On the Development of Hegel’s Aesthetic Views]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (216–226). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004c). Poznámky k polyperspektivě u Picassa [Some Remarks on Polypercpectivity in Picasso]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. II (30–34). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004d). Smysl mýtu o paktu s ďáblem [The Meaning of Myth about Pact with the Devil]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (510–525). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004e). Učení o minulém rázu umění [Hegel’s Conception of Art as a Thing of the Past]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (319–347). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004f). Úvahy nad Readovou knihou o sochařství [An Essay on Read’s Book on Sculpture]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time]: Vol. I (441–453). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2006). Spisovatel a jeho věc [Writer and his Thing]. In Češi [Czechs]: Vol I (280–292). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2009). “Přirozený svět” v meditaci svého autora po třiatřiceti letech [“The Natural World” Reconsidered thirty-three Years Later]. In Fenomenologické spisy II (265-334). Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2015). Art and Time. Estetika: The Central European Journal of Aesthetics, 52(1), 99-113.
  • Ševčík, M. (2014) Umění jako vyjádření smyslu: Filozofie umění Jana Patočky [Art as an Expression of Sense: Jan Patočka’s Philosophy of Art]. Červený Kostelec: Pavel Mervart. (in Czech).
  • Ševčík, M. (2015). Patočka’s Interpretations of Hegel’s Thesis on the Past Character of Art. Estetika: The Central European Journal of Aesthetics, 52(1), 78–113.
  • Šrubař, I. (1987). Zur Stellung der Kunst in Patočkas Philosophie. In J. Patočka, Kunst und Zeit (31-48). Stuttgart: Klett Cotta.
  • Zuska, V. (2002). Mimésis fikce distance: k estetice XX. století [Mimésis — Fiction — Distance: to the Aesthetics of the XXth Century]. Prague: Triton.