Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3250


ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И КУБИЗМА В АНАЛИЗЕ И ТРУДАХ ЧЕШСКИХ ХУДОЖНИКОВ И ТЕОРЕТИКОВ

Название на языке публикации: THE INTERTWINING OF PHENOMENOLOGY AND CUBISM — IN THE ANALYSES AND WORKS OF ART OF CZECH ARTISTS AND THEORETICIANS
Автор: Ярослава Выдрова
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  214-231
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-214-231 PDF (Загрузок: 3443)

Аннотация
Данное исследование основывается на генеалогии феноменологической философии и кубизма, а также их тематических интересов в начале ХХ века в Центральной Европе. В первой части статьи рассматриваются вопросы, общие и близкие как философии Гуссерля, так и художественным интуициям кубистов. Этот уровень рассмотрения и сравнения углубляется во второй части на основе работ чешских философов (Байерова, Паточка, Матхаузер), теоретиков (Влчек, Крамар, Ломач) и работ самих кубистов (Кубишта Филла, Хофман и др.). Философская цель этого рассмотрения состоит и в том, чтобы открыть принципиальный вопрос, который выступает темой третьей части исследования, а именно вопрос пересечения феноменологического метода и метода кубизма (эпохе, редукция и разработка изображения). Поскольку кубизм не является каким-либо единым стилем, он сопоставляется с завершенной интерпретативной задачей: в связи с ним автор статьи представляет полемику относительно использования полиперспективности и геометризации. Их более глубокое значение может быть обнаружено благодаря феноменологии. Автор статьи опознает те тенденции в произведениях искусства кубизма, которые претендуют на высвобождение восприятия, создание чистых форм, отбрасывание символических, репрезентативных и подражательных функций искусства, феноменологические тенденции. В статье эти вопросы анализируются в виду креативных возможностей субъекта/художника, а также изобразительного/перцептивного характера мира.

Ключевые слова
Гуссерль, чешский кубизм, философия Центральной Европы, феноменологический метод, восприятие, объект, произведение искусства.

References

  • Bayerová, M. (1995). Die Bedeutung der Intentionalität für die Bestimmung der Kategorie Beziehung. In J. Bloss, W. Stróżewski, & J. Zumr (Eds.), Intentionalität – Werte – Kunst. Husserl – Ingarden – Patočka (84-96). Prague: Filosofia.
  • Bayerová, M., & Vlček, T. (1991). Kubismus, věda a filozofie – vztahy a inspirace [Cubism, Science and Philosophy – Relations and Inspirations]. In J. Švestka, & T. Vlček (Eds.), Český kubismus 1909 – 1925 [Czech Cubism 1909 – 1925] (44-53). Düsseldorf - Stuttgart. (in Czech).
  • Blecha, I. (2007). Proměny fenomenologie [Transformations of Phenomenology]. Olomouc: Triton. (in Czech).
  • Breuer, I. (2015). Die haptisch korrelative Genesis von Raum/Ort und eigener bzw. “intersubjektiver” Leiblichkeit an den Rändern der Phänomenologie Husserls: Die originäre Entstehung der Ur-präsenzen an den Grenzen der Gegebenheit. In J. Trajtelová (Ed.), The Yearbook on History and Interpretation of Phenomenology: New Generative Aspects in Contemporary Phenomenology: Vol. 3 (95-116). Frankfurt a. Main: Peter Lang Edition.
  • Didi-Huberman, G. (2006). Pred časom. Dejiny umenia a anachronizmus obrazov [Facing Time. History of Art and Anachronism of Images]. Bratislava: Kalligram.(in Slovak).
  • Didi-Huberman, G. (2010). Devant le temps. Histoire de l’art et anachronisme des images. Paris: Les Editions de Minuit.
  • Dufourcq, A. (2015). Merleau-Pontyho estetika [Merleau-Ponty’s Aesthetics]. Filozofia, 70 (9), 748-758. (in Slovak).
  • Fabritius, H., & Hagedorn, L. (Eds.). (2005). Frühling in Prag oder Wege des Kubismus. München: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Filla, E. (1968). Práce oka [Work of the Eye]. In M. Lamač, Myšlenky moderních malířů [Ideas of Modern Painters] (341-342). Prague: Nakladatelství československých výtvarných umělců [Publishing House of Czechoslovak Artists]. (in Czech).
  • Francastel, P. (1977). Peinture et société. Œuvres I. Paris: Denoël.
  • Francastel, P. (2003). Malířství a společnosť [Painting and Society]Brno: Barrister&Principal. (in Czech).
  • Hofman, V. (2005). Die prosaische Schönheit der modernen Kunst. In H. Fabritius, & L. Hagedorn (Eds.), Frühling in Prag oder Wege des Kubismus (59-71). München: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Husserl, E. (1973). Ding und Raum. (Hua XVI). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1983). Ideas pertaining to a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy I. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Karul, R. (2015). Paradigmou súčasného umenia je neautenticita [Non-Authenticity: The Paradigm of Contemporary Art]. Filozofia, 70 (9), 736-747. (in Slovak).
  • Kramář, V. (1958). Otázky moderního umění. K problémům umění první poloviny 20 století [Issues of Modern Art. On the Problems of Art in the first half of 20th Century]. Prague: Nakladatelství československých výtvarných umělců [Publishing House of Czechoslovak Artists]. (in Czech).
  • Kramář, V. (2005). Der Kubismus. In H. Fabritius, & L. Hagedorn (Eds.), Frühling in Prag oder Wege des Kubismus (207-336). München: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Kubišta, B. (2005). Die zweite Ausstellung der Gruppe bildender Künstler im Obecní dům. In H. Fabritius, & L. Hagedorn (Eds.), Frühling in Prag oder Wege des Kubismus (39-44). München: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Lahoda, V. (2014). Cubist Territories. Ars, 47 (2), 109-112.
  • Lamač, M. (1968). Myšlenky moderních malířů [Ideas of Modern Painters]. Prague: Nakladatelství československých výtvarných umělců [Publishing House of Czechoslovak Artists]. (in Czech).
  • Lamač, M. (1988). Osma a Skupina výtvarných umělců 1907 – 1917 [The Eight Group and the Group of Fine Artists 1907 – 1917]. Prague: Odeon. (in Czech).
  • Mathauser, Z. (1995). Mezi filozofií a poezií [Between Philosophy and Poetry]. Prague: Filosofia. (in Czech).
  • Mathauser, Z. (2006). Básnivé nápovědi Husserlovy fenomenologie [Hints of Poetry in Husserl’s Phenomenology]. Prague: Filosofia. (in Czech).
  • Merleau-Ponty, M. (2005). Phenomenology of Perception. London: Routledge.
  • Patočka, J. (2004). Poznámky k polyperspektivě u Picassa [Notes on Picasso’s Polypespectivity by W. Biemel]. In J. Patočka, Umění a čas II [Art and Time] (30-34, 412-413). Prague: OIKOYMENH. (in Czech).
  • Pinotti, A. (2010). Cubism. In H. R. Sepp, & L. Embree (Eds.), Handbook of Phenomenological Esthetics. Dordrecht: Springer.
  • Sepp, H. R. (1995). Der Kubismus als phänomenologisches Problem. In E. G. Valdés, & R. Zimmerling (Eds.), Facetten der Wahrheit (295-321). München: Karl Alber.
  • Sepp, H. R. (1988). Annäherungen an die Wirklichkeit. Phänomenologie und Malerei nach 1900. In H. R. Sepp (Ed.), Edmund Husserl und die phänomenologische Bewegung: Zeugnisse in Text und Bild (77-93). München: Karl Alber.
  • Sepp, H. R. (Ed.). (2004). Art & fenomen. Philosophie in Kunst. Prague: OIKOYMENH, DenkMal Verlag Bonn.
  • Švestka, J., & Vlček, T. (Eds.). (1991). Český kubismus 1909–1925 [Czech Cubism 1909 – 1925]. Düsseldorf, Stuttgart. (in Czech).
  • Vydrová, J. (2015). Fenomenológia a kubizmus – možnosti zblíženia [Phenomenology and Cubism: Possible Rapprochements]. Filozofia, 70 (10), 831-841. (in Slovak).